Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
00:06 

Момохики, штаны простолюдинов и нижнее бельё.

Эгли
О хакама, статусных штанах самураев, несколько лет назад я уже писала. Но людей, имевших право носить широкие в складочку штаны, было в Японии не так уж и много. А что же носила остальная часть мужского населения?

1) Немного истории.
Штаны простолюдинов назывались момохики ( 股引 ). Слово это можно перевести как "то, что покрывает (или обтягивает) бёдра".
Существует мнение, что появились момохики в эпоху Муромати. (1336-1573) Но ещё задолго до этого во время работы, в путешествии или для защиты от холода люди обматывали голени кусками ткани или соломой. Назывались такие обмотки хабаки ( 脛巾 ), "тряпка (или мешок) для голени". Если хабаки закрывали не только голени, но и бёдра, их называли момохабаки.
С эпохи Муромати защищающие голени тряпичные поножи-гетры получили название кяхан ( 脚絆), "обвязки для ног", хотя слово "хабаки" для их обозначения тоже употребляется. А обмотки для бёдер постепенно превратились в узкие штаны - момохики.

Момохики. Вид одних и тех же штанов спереди и сзади.


www.taikado.jp/day-tiku.html

Считается, что на конструкцию момохики оказали влияние ямабакама, один из наиболее старых вариантов японских штанов.
Словом "ямабакама" обычно называют многочисленные разновидности широких в бёдрах и постепенно сужающихся книзу рабочих штанов с вырезами по бокам, а также предназначенную для боевых действий разновидность самурайских штанов-хакама, у которых гетры-кяхан для удобства пришиты к штанинам и выглядят как одно целое с ними.

Разновидности рабочих штанов ямабакама: 1) Ямабакама, 2) Женсике ямабакама (момпэ). 3) мужские ямабакама (татцукэ).



Отсюда: nbz.or.jp/?page_id=2914

Изготовляли момохики из хлопка, конопли, волокон глицинии, и иногда из шёлка. В зависимости от сезона ткань могла быть легкой и редкой или наоборот плотной и тяжёлой. В тех регионах, где зимы были суровые и снежные, шили стёганые момохики на подкладке. Плотные многослойные момохики шились для пожарных команд.

Момохики пожарного. Простёганы и украшены традиционной вышивкой сасико. Лицевая часть и изнанка. Время создания - эпоха Бакумацу или Мэйдзи.


Отсюда: blogs.yahoo.co.jp/datesugata417/33465417.html

Для окраски штанов обычно использовали дешёвые растительные красители или вообще не красили. Ткани чаще всего были однотонными, но сшитые из них изделия могли быть двух- или трёхцветными. В небогатых крестьянских домах каждая тряпка была на счету. Новые момохики часто шились из остатков разных тканей и хозяйкам приходилось комбинировать. Старые же штаны порой и вовсе становились разноцветными из-за многочисленных заплат, которые годами нашивались одна на другую.

В эпоху Эдо момохики становятся распространённой одеждой для работы и путешествий.
Несмотря на влияние западной моды они оставались популярны у занимающегося физическим трудом населения и во времена Мэйдзи.
Ремесленники обычно носили момохики, сирусибантэн (форменную куртку со знаком предпиятия) и хлопчатобумажный фартук.
Торговцы и наёмные работники надевали момохики под кимоно, подол которого чаще всего затыкали за пояс.
В настоящее время традиционные штаны момохики - непременный атрибут многочисленных японских праздников-мацури. А магазины, где они продаются, предлагают не только натуральные ткани и традиционные расцветки. Сейчас в сети есть реклама штанов из ткани стрейч и изделия с совершенно дикими принтами. )))
Не оставляют момохики без внимания и любители декоративно-прикладного искусства, создавая на основе этих штанов интересные арт-объекты.
Основной источник: www.steteco.com/archives/history.htmlhttp://nbz...

2) Момохики как нижнее бельё.
Если вы подумали, что момохики носили только крестьяне, ремесленники и торговцы, то вы ошиблись. Самураи тоже их не чурались. Но если асигару, многие из которых происходили из крестьян, носили их открыто, то самураи рангом повыше использовали их в качестве нижнего белья и в холодное время года надевали их под хакама.

Вот две иллюстрации. Первая из повести в картинках эпохи Муромати. Самурай в хакама, подоткнутых за пояс или в коротких ханбакама, под которые надеты момохики. Вторая из современной инструкции по рисованию фигур в японской одежде с персонажем из "Басары" в качестве примера. Примерный смысл всех подписей: если уж рисуете персонажа разгуливающего в общественных местах в хакама и с голым торсом, чего в реальной жизни лицам вроде Тёсокабэ Мототики категорически не рекомендовалось, то не позорьте его окончательно, прикройте ему хотя бы бёдра, наденьте под хакама момохики. Кстати, хакама на Тёсокабэ - это те самые самурайские ямабакама, о которых я упоминала выше.



Именно благодаря самураям слово "момохики" приобрело ещё одно значение - "подштанники".
Для простолюдинов момохики были верхней одеждой, поэтому под них полагалось надевать фундоси. Имелось ли что-нибудь под подштанниками у самураев лично мне пока неизвестно. Учитывая старые европейские традиции ношения кальсон, вполне возможно, что под момохики тоже ничего не надевали.

3) Хантако.
Существовала разновидность момохики, которая являлась нижним бельём в чистом виде. Называлась она хантако. Это момохики длиной примерно до середины бедра, поэтому ещё их называют ханмомохики, ( 半股引 ), то есть "половинные момохики". "Хантако" или "хандако" - это другое чтение этих же иероглифов, хотя никакие чтения 股引 не дают сочетания "тако/дако". Иногда это слово ещё пишут катаканой.

Если фундоси можно назвать японскими плавками или стрингами, то белые хлопчатобумажные хантако это японские "семейные" трусы. Причём такие, которые вполне допустимо было выставить на всеобщее обозрение, появившись в общественном месте.
Наверняка многие вспомнят "форму" служащих игорных домов. Это белые хантако и такой же белый пояс харамаки. Белый цвет, очевидно, символизировал чистоту намерений, а обтягивающая тело ткань и минимум одежды мешали что-либо спрятать.



А вот и вполне приличный наряд для выхода: "трусы" хантако, пояс харамаки, кимоно, гетры-кяхан, носки-таби, соломенные сандалии варадзи и головная повязка хатимаки. Группа горожан собирается подраться. Здесь и выше - кадры из фильма "Ити".



То, что сейчас на многочисленные мацури под хантако надевают трусы и плавки всевозможных цветов и форм, говорит о том, что в наше время их скорее воспринимают как шорты, чем как нижнее бельё. Об этом же говорит и распространение цветных хантако. В эпохи Эдо и Мэйдзи цветные (как правило синие) "шорты" хантако носили в основном крестьяне.

4) Конструкция момохики.
Итак, момохики были узкими штанами, обтягивающими ноги. Почему? Во-первых, для удобства. На узкую штанину, даже если она длиной до щиколотки сложно наступить (а вы помните, что самураю, для того чтобы эффективно бегать прыгать и драться, хакама нужно было обернуть гетрами или хотя бы подоткнуть под пояс.) В узких штанах сложнее за что-нибудь зацепиться.
Вторая причина узости штанов - особенности их истирания и необходимость экономии материала. Если самурайские штаны вытирались довольно равномерно и перелицевать их, то есть поменять местами левую и правую стороны, верх и низ, лицо и изнанку, можно было от двух до восьми раз, то штаны крестьян и ремесленников рвались, в основном, на коленях, поэтому их не перелицовывали, а ставили заплаты.

А теперь представьте себе узкие штаны из натуральной нетянущейся ткани, ведь никакой ткани стрейч тогда ещё и в помине не было! Да ещё если эта ткань плотная. Модные джинсы 60-80х в которые с мылом залезали представили? Свободно в них можно было разве только что стоять. Как же японские крестьяне и ремесленники в чём-то подобном работали?
Дело в том, что самая интересная часть этих штанов обычно скромно прикрывается полами кимоно и рабочих курток, а поэтому редко мелькает в кино и на фотографиях. Поэтому мало кто знает, что момохики это штаны несшитые. Да, как средневековые европейские шоссы или леггины индейцев Великих Равнин момохики состоят из двух отдельных штанин. Но, в отличие от шоссов и леггинов, в которых каждая штанина отдельно привязывается к поясу или к набедренной повязке, а центр остаётся открытым, обе штанины момохики пршиваются к общему поясу. Кроме этого, к каждой штанине пришивается клиновидная ластовица. При надевании штанины накладываются друг на друга и создаётся ощущение сшитых штанов.

Эти момохики, сшитые уже в наше время являются больше художественным объектом, чем одеждой. Но благодаря тому, что все детали выполнены из разноцветных кусков ткани, можно видеть их конструкцию. Каждая штанина состоит из широкой передней панели, задней клиновидной панели, которая могла состоять из нескольких кусочков и клиновидной ластовицы ( у этих штанов она тёмно-синяя). Штанины соединены поясом.



А эта фотография позволяет видеть, что штанины не сшиты между собой. Если присмотреться, то здесь видны те же детали, что и выше, только задний клин состоит из двух частей, собственно клина и боковины.



Такая конструкция позволяла в узких момохики двигаться так же свободно, как и в хакама. Недаром эти штаны так любили ниндзя.
Ах да, ещё один плюс. Как и в хакама, отлить в таких штанах можно не снимая их. И совершить нечто более грандиозное тоже. )))
Недостатка у момохики я вижу два. Если форма ваших ног не слишком изящная, это будет видно. Правда, как и в случае с современными узкими джинсами, этот недостаток можно компенсировать длинными куртками и опущенными полами кимоно.
Второй недостаток устранить сложнее. Ластовицы имеют обыкновение расходится. Не слишком, но... Вобщем, всё зависит от плотности и сминаемости конкретной ткани. Особенно часто они это делают во время принятия классических японских фехтовальных стоек и прочей боёвки. Так что если вы не хотите смущать окружающих, продумайте свой гардероб. )))

@темы: материальная культура, японская одежда

URL
Комментарии
2015-10-16 в 00:18 

Лауреитэ Лосселоте
Спасибо за статью - надо же повышать свой уровень знаний японских шмоток, раз уж лихим ветром занесло в стан японолюбов)

2015-10-16 в 00:21 

Эгли
Лауреитэ Лосселоте, я сама про них не очень много знаю. Поэтому и пишу о том, что накопала. :)

URL
2015-10-16 в 17:59 

ДайСё
А хорошо смеётся тот, у кого смеялка шире)) ^__________^
Великолепная статья! Очень интересно. А почему, кстати, не рекомендуется гулять в одних хакама и с голым торсом? То есть в общем понятно, что низзя и неприлично, а также вредно для здоровья (пояс натрет, пузо замерзнет, яойщицы занякают), но душа жаждет подробностей)))

2015-10-16 в 19:00 

Эгли
ДайСё, ну, хакама всё-таки статусные штаны, а Тёсокабэ как-никак даймё. читать дальше

URL
2015-10-16 в 20:10 

ДайСё
А хорошо смеётся тот, у кого смеялка шире)) ^__________^
Эгли, понятно! Логично)) Зимой должно быть удобно))

2016-01-22 в 08:37 

Добрый день!
А можно ли узнать на счет эпохи по хантако?
Возможно ли использование хантако в сочетании с сараси (харамаки) на период Момояма?
С Эдо все понятно уже во всю носили, но вот когда же появляется хантако...? Логично предположить, что раз длинные момохики - штаны уже носили в эпоху Муромати, то уж к Момояма хантако точно появляются, но вот конкретного источника найти не могу...
Буду очень благодарен за ответ!

2016-01-22 в 17:50 

Эгли
myers31, к сожалению, я вряд ли смогу Вам ответить. У меня с источниками тоже негусто.
Про Муромати существует только предположение, что момохики тогда могли появиться, но насколько исходная форма походила на конечную, я ещё нигде не нашла.
Самым простым тут будет положиться на японских режиссёров и просмотреть несколько фильмов про интересующую эпоху и социальную группу.
Мне пока кажется, что, вероятнее всего, хантако появились в эпоху Эдо и, скорей всего, как городская или ритуальная одежда. Потому что для нижнего белья у них довольно сложный крой, а для верхней одежды они практически ни от чего не защищают. А если он ещё и белые... Крестьянам это однозначно не подходит, асигару тоже.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник

главная