Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:44 

Коррида: женщины в мужской игре. (1)

Эгли
Риск, бравада, стремление открывать что-то новое и неизвестное – смысл жизни мужчины, поэтому вполне понятно, что коррида считается делом мужским. А как воспринималось появление на арене женщин? Как складывались судьбы тех, кто решил посвятить себя нелёгкой профессии тореры? Торера – это женский вариант слова «тореро», означающего всех, кто выходит на арену сражаться с быками. Этот пост – о них.


Тарелка с изображением женщины, сражающейся с быком. Последняя четверть 17(!) века. Национальный музей археологии Испании.
Источник: www.elnortedecastilla.es/culturas/201412/11/paj...


Мария из Гаусина, монахиня – торера.
Первое официальное упоминание об участии в корриде женщин относится к 1654 году, а первой в истории корриды торерой, чьё имя стало широко известным, была Мария из Гаусина по прозвищу монахиня – торера.
Предания говорят, что это была красивая девушка с сильным характером. Она была бедной сиротой, поэтому никто не обращал на неё внимания. Чтобы иметь возможность прокормиться, она решила освоить какое-нибудь ремесло, для чего поступила в недавно созданный монастырь кармелиток, находившийся неподалёку от Гаусина, её родного города. Там она начала изучать медицину.
В 1766 году в качестве помощницы врача она приехала на корриду, в находившийся неподалёку город Ронда. Красочное действо и опасные игры с быком очаровали молодую и пылкую девушку. И она осталась, чтобы стать торерой. Говорят, что после нескольких сезонов неудач она вернулась в монастырь. Монахини - кармелитки приняли её с радостью, и Мария продолжила изучать медицину.
В 1784 её умение исцелять снова потребовалось на арене в Ронде. Во время представления один из участков арены внезапно обрушился. Были жертвы, среди которых оказалась и Мария. Она не стала звездой корриды, но прославила свой родной Гаусин и монастырь, в котором училась

Пахуэлера, «посрамление женской кротости и милосердия».
Настоящей звездой 18 века стала Николаса Эскамилья из Вальдеморо, одного из городов в округе Мадрид. На арене её звали Пахуэлера, Спичечница. Говорят, что перед тем, как стать рехонеадорой, торерой, сражающейся верхом на лошади, она торговала серными спичками.
Свою карьеру она начала в 1776 году, Мадриде, а в корридах участвовала не только как торера на лошади, но и как пикадор. Говорят, что у неё были короткие вьющиеся волосы и мужская фигура. Такой и запечатлел её художник Франсиско Гойя, сам бывший тореро, на 22-м листе «Тавромахии», серии гравюр, посвящённых бою быков. Гравюра называется «Мужество знаменитой Пахуэлеры на арене в Сарагосе». Возможно, этот лист увидели создатели либретто или сам автор оперы «Кармен», и знаменитый оперный тореадор получил имя Эскамильо.


Франсиско Гойя. "Мужество знаменитой Пахуэлеры на арене в Сарагосе". 1816 год

Но не все мужчины восхищались отважной рехонеадорой. Писатель и священник отец Мартин Сармьенто, современник Пахуэлеры посвятил ей гневные строки: «Этот феномен стал посрамлением благочестивого женского пола, который имеет приверженность к состраданию, и бестактным оскорблением пола бородатого, который попустительствовал и выдал лицензию на выход к общественности подобного уродства. Сравните эту Пахуэлеру с галисийскими девушками, которые выпасая коров и кротких быков, прядут целый день и заботятся о том, чтобы это стадо не потравило хлеба! Чем она была, как не насмешкой над боем быков!?»

19 век: женские квадрильи.
Вторжение французских войск в Испанию и воцарение на испанском престоле Жозефа Бонапарта, брата Наполеона, прозванного в народе Пепе Бутылка, принесли стране много несчастий, но сыграли положительную роль в истории женской корриды. В 1808 году, в первый же год своего воцарения «Хосе Первый» издал указ, разрешающий женскую корриду. До этого, женщины, желающие выйти на арену, обязательно должны были получить разрешение местных властей. Указ короля дал путёвку в жизнь нескольким десяткам женщин - торер. Появились не только женщины - рехонеадоры и женщины – матадоры, но и целые женские квадрильи.
В 1839 состоялась первая коррида, все участницы которой были женщинами. В 1845 году появляется знаменитая квадрилья Мартины Гарсиа. Пикадорами в ней были Тереса и Магдалена Гарсиа, облачённые в кастильский и галисийский костюмы, а бандерильерами – Роса Инар и Мануэла Рено, одетые селянкой и кормилицей. Надо сказать, что сама Мартина Гарсиа выступала аж до 60-летнего возраста.
Женские корриды стали очень популярны и сочетали в себе элементы маскарада, пантомимы и боя быков. Выступали прекрасные дамы обычно на лошадях, в ярких костюмах и мантильях. Они разыгрывали целые представления и могли изображать кого угодно: амазонок, турчанок, китаянок или, как квадрилья Мартины Гарсиа, жительниц разных регионов самой Испании. Иногда женщины так увлекались, что совершенно забывали про быков, коррида становилась чем-то вторичным по отношению к карнавалу и зрители не всегда были довольны. Одну женскую квадрилью за это даже посадили в тюрьму. Вместе с организатором выступления.
Несмотря на то, что участие женщин в корридах многим казалось шуточным и комедиантским, опасность, которой они подвергались, была гораздо большей, чем та, что угрожала мужчинам. Находясь в непосредственной близости от быков, они были облачены в корсеты и широкие юбки с многочисленными оборочками, в которых было сложно ловко увернуться и не зацепиться за рога. Вот как, например, выглядела андалузская торера Тереса Больси, запечатлённая на гравюре француза Гюстава Доре:


Гюстав Доре. "Тереса Больси, андалузская торера", 1862 год.

В 1886 году женщина - матадор Долорес Санчес по прозвищу Ла Фрагоса (Скандалистка) впервые вышла на арену одетая, как и мужчины её квадрильи, в «трахе де лусес», «костюм света», удобную и практичную одежду мужчин – торерос. Вскоре её примеру последовали и остальные женщины. Традиционная одежда способствовала росту профессионализма, а женская коррида из конной всё больше сталновилась пешей.
В конце 19 века появляется самая известная женская квадрилья «Лас Сеньоритас Торерас» созданная каталонским врачом и журналистом, специализирующимся на тематике боя быков. Его звали Мариано Арменголь-и-Кастанье (1871-1921), но больше он был известен под говорящим псевдоним Вердугильо. Так называется тонкая шпага, разновидность эстока, или один из видов ножей. Он нашёл 12 девушек и три года их тренировал. 1 января 1895 года девушки вышли на арену в Барселоне и дружно убили одного бесерро, бычка - двухлетку.
Дебют имел успех, поэтому в марте Лас Сеньоритас Торерас заключают контракт ещё на три выступления, а после отправляются в турне по всем крупным испанским городам.
В состав группы входили:
Матадоры: Долорес Претиль («Лолита») и Провиденсия Хорналер.
Дублёр: Анхела Пахес («Анхелита»).
Бандерильерос: Энкарнасьон Симон, Роса Симон, Хулия Карраско, Исабель Йерро, Мария Пахес и Мария Мамбеа.
Позже группа была разделена на две части. В «Лас Сеньоритас Торерас» появились новые матадоры, Пепита и Эррерита, а опытные Лолита и Анхелита возглавили квадрилью, получившую название «Лас Нойяс».


Женская квадрилья Лас Нойяс.
Источник: coquillascifuentes.blogspot.ru/2011/05/la-mujer...

12 сезонов подряд девушки с успехом выступали в Испании, Португалии, Франции и Латинской Америке. Матадор Геррита, их соперник, с восторгом писал о них: «На любой арене невозможно сражаться с быками (и иметь успех), если за месяц до этого на ней выступала знаменитая женская квадрилья».
На арене женщины из Лас Нойяс демонстрировали большое мужество. На арене в Логроньо была ранена Анхелита, но идти в лазарет отказалась. В Овьедо Лолита не рассчитала движения бычка, и разодрал ей рогом щёку. Было много крови, но через 12 дней девушка снова вышла на арену, уже в Уэльве.
Лас Сеньоритас Торерас провели 12 сезонов и стали примером для следующих поколений женщин-тореадоров.

Ла Реверте. Случай трансвестизма на арене.
Будущая новильера Агустина Мария Саломе Родригес Трипиона (другая версия материнской фамилии Трипиана) родилась в 1878 году в муниципалитете Лас-Навас-де-Сан-Хуан, входящем в провинцию Хаэн. У неё была смуглая кожа и крепкое телосложение. С детства её поведение было скорей мужским, чем женским, за что она получила прозвище «маримачо», «мужеподобная женщина».
Свою трудовую деятельность она начала с работы чернорабочим (или чернорабочей?) в шахте, на которой трудились её родители и где женщины выполняли ту же самую работу, что и мужчины. По другой версии, в юности она работала на ферме.
Однажды на арене своего городка она увидела Долорес Санчес, Ла Фрагосу. Мария Саломе оставила шахту и стала брать уроки мастерства у старого бандерильеро из Кордовы. Несколько сезонов она накапливала опыт на сельских аренах, пока в 1900 году не получила приглашения выступить на новильяде на арене Лас Вентас в Мадриде, центральной арене в Испании. Новильяда – это коррида, в которой участвуют новильос, бычки от 2-х до 4-х лет и новильерос, молодые матадоры, уже имеющие кое-какой опыт, но ещё не прошедшие посвящения. (О ритуале посвящения и о том, почему многие женщины, в том числе и Мария Саломе Родригес, его не прошли - в следующей главе.) На арене Мария Саломе, ставшая известной под прозвищем Ла Реверте (Взрывная?), с успехом сразилась со своим бычком. Её начинают приглашать на другие арены, а выступить с ней мечтают как мужчины, так и женщины. В газетах о ней писали: «Она была более мужественна, чем большинство мужчин: убивала громадных быков, разбегалась и перескакивала барьер и метала бандерильи…»


Мария Саломе Родригес, Ла Реверте.
Источник: coquillascifuentes.blogspot.ru/2011/05/la-mujer...

Слава продолжалась недолго. Суровый мужской характер Марии Саломе сыграл с ней дурную шутку. В 1903 году она поссорилась с неким мужчиной, который к ней приставал. Ссора перешла в драку, в ходе которой новильера сломала противнику бедренную кость. За это суд приговорил её к 4-м годам тюрьмы.
Отбыв наказание, Ла Реверте в 1907 году отправляется в Лиссабон, где выступает в команде с ещё двумя женщинами - матадорами и снова имеет большой успех.
В 1908 году женскую корриду в Испании запрещают. Исчерпав все легальные средства, Мария Саломе идёт на хитрость и объявляет, что на самом деле она мужчина, Агустин Родригес, а женщиной себя назвал потому, что завидовал успеху квадрильи Лас Нойяс. Возможно, что поверили ей не сразу, просто посочувствовали бедной талантливой женщине и сделали вид, что верят. В прозвище Ла Реверте женский артикль был заменён на мужской, и Эль Реверте спокойно выступал на арене ещё целых три года, пока в 1911 году въедливый гражданский губернатор Бискайи накануне очередного боя не потребовал доказательств его мужественности. Агустин Родригес предъявил свидетельство о своём крещении, в котором недвусмысленно удостоверялся его пол. Губернатор поверил. Поверили и зрители. И не простили обмана. Все последующие выступления Эль Реверте заканчивались оглушительным провалом. Поэтому в 1912 году Агустин, он же Агустина Мария Саломе, вынужден был завершить карьеру.
Все последующие годы она работала сторожем в вооружённой охране на шахте Ла Эспаньола в окрестностях Кордовы. В сентябре 1934 года, когда ей было уже 56 лет, новое республиканское правительство снова разрешило женщинам участвовать в корриде. Один предприимчивый делец решил, что публике будет интересно увидеть скандального тореро-трансвестита и пригласил её в Мадрид на ночную новильяду. Ла Реверте приглашение приняла и после 24-х лет перерыва вновь вышла на арену. В тот день вместо классического костюма тореро на ней была свободная белая рубашка-гуаябера и чёрные брюки, скрывавшие её располневшую фигуру. Весила она в то время 90 килограммов, а её волосы, когда-то бывшие чёрными как смоль, стали совсем седыми. Пожилой возраст и отсутствие тренировок сделали своё дело. Новильяда для Марии Саломе снова окончилась полным провалом. После этого она уже никогда не вспоминала о том, что когда-то была успешной торерой и вела замкнутый образ жизни.
Умерла она в 1942 году, в 65 лет. Большинство зрителей продолжали считать её мужчиной, когда-то позавидовавшим женской славе. Но в 1946 году в одной из испанских газет промелькнуло опровержение. Мартин Мерино, адвокат, который занимался делами Агустина Родригеса, сообщил, что свидетельство о крещении было фальшивым. Агустина Мария Саломе Родригес Трипиона на самом деле была женщиной.

Источники:
Большая статья о женщинах-торерах на английском: www.woa.tv/articles/at_bullfighting.html
Перевод этой статьи на русский: arashiopera.livejournal.com/545864.html
www.lady.ru/mix/архив/45900
и на другие языки ladywant.info/es/pages/2958

Статья о женщинах-торерах на испанском torostarifa.blogspot.ru/2008/01/las-mujeres-tor...
О Марии из Гаусина gaucin.blogspot.ru
О Пахуэлере olefaenagsm.wordpress.com/2012/03/15/nicolasa-e...
О Лас Нойяс www.taurologia.com/noyas-cuadrilla-senoritas-to...
О Ла Реверте decatafalcoyoro.blogspot.ru/2016/09/recuerdos-t...
www.taurologia.com/reverte-novillera-novillero-...
aulataurinadegranada.blogspot.ru/2009/08/la-rev...


Окончание: umematsu.diary.ru/p212255431.htm

@темы: испанское, история

URL
Комментарии
2017-03-16 в 09:40 

Inigo Montoya
Спасибо, очень интересно. Никогда бы не подумала, что такие случаи были в истории. Квадрильи еще куда ни шло, а вот то, что кто-то брался учить женщину мастерству тореро, это удивительно.

2017-03-16 в 12:49 

Эгли
Inigo Montoya, пожалуйста.
А квадрилью ведь тоже надо учить. Тех же Лас Сеньоритас Торерас набрал и отдал на обучение журналист, который знал "рынок" корриды, прикинул, какой доход будет в случае успеха и рискнул.
До появления школ обучением девочек занимались родственники или знакомые. Многие тореры - дочери, внучки, сёстры тех, кто как-то был связан с миром боя быков. Начинается всё обычно с детских игр в корриду. Если у девочки получается и если ей нравится, почему бы не попробовать? Тем более, что в случае успеха она будет кормить не только себя, но и всю семью.
Как я поняла, в целом проблемы у торер примерно такие же как у наших женщин-токарей, женщин-автомехаников или женщин-сисадминов. С поправкой на опасность и публичность, разумеется. Поэтому я о них и стала копать. )))

URL
2017-03-16 в 17:22 

Inigo Montoya
А есть и современные женщины-тореро? Все-таки коррида очень специфическое действо.
Это как фламенко. Где-то я читала, что раньше это был одиночный танец или танец для двух мужчин, то есть агрессивный и воинственный, а потом сделался танцем любви и страсти. Интересно, что "своего" привнесли женщины в корриду? :)

2017-03-16 в 20:06 

Эгли
Вот здесь один из испанских сайтов про корриду: www.portaltaurino.net/enciclopedia/doku.php/muj...
в первом абзаце зелёным выделены имена женщин. В скобочках - дата прохождения ими церемонии альтернативы. (Одна была даже в этом году.) По крайней мере треть из этих женщин сейчас выступают. Чуть больше подробностей при нажатии на имя.
Ещё три странички с этого же сайта. Списки матадоров, рехонеадоров и новильерос 20-21 веков: www.portaltaurino.net/enciclopedia/doku.php/rej...
www.portaltaurino.net/enciclopedia/doku.php/mat...
www.portaltaurino.net/enciclopedia/doku.php/nov...
Среди имён попадаются и женские. Как те, что я уже называла, так и мне неизвестные. Кликабельно.

URL
2017-03-16 в 20:10 

Эгли
Inigo Montoya, не знаю пока, что женщины внесли в технику корриды, но ещё ни один мужчина не носил юбку с традиционным костюмом тореро. И не выступал на арене в одежде с глубоким декольте, в корсете и с фижмами. :-D
Что касается техники, то, как я поняла. помимо традиций у каждого более-менее известного тореро, неважно мужчина или женщина, есть какие-то свои придумки.

URL
2017-03-20 в 11:11 

Inigo Montoya
:))

О, спасибо! Занесла себе в "блокнот", потихоньку переведу.

2017-03-20 в 19:30 

Эгли
URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник

главная