23:23 

Коррида. Женщины в мужской игре. (2)

Эгли
Окончание. Начало umematsu.diary.ru/p212254097.htm


ХХ век: борьба за равноправие на арене.
ХХ век стал веком запрета женской корриды в Испании. Она запрещалась дважды за век, общим сроком на 52 года. В июле 1908 года министр внутренних дел Испании Сиерва обнародовал королевский указ, запрещавший выступления женщин на арене как «оскорбляющие нравственность и добрые обычаи». На принятие решения повлияли высказывания многих испанских богословов и моралистов, в том числе Мартина Сармьенто, Фейхоо, Мелендеса Вальдеса, Кадальсо и Ховельяноса. Статья 124 регламента боя быков в 1930 году этот запрет подтвердила. Женщины, потерявшие возможность выступать на арене, массово эмигрируют за границу, в основном в Латинскую Америку. Центром женской тавромахии становится Мексика.

***
В 1917 году рождается девочка, родители которой жили неподалёку от старой арены в Мадриде. Звали её Хуанита Крус де лас Касас. В детстве она подружилась с дочерьми служащих арены и благодаря этому видела все проходившие на ней поединки и тренировки, а после начала тренироваться сама.
В 1932 году талантливую новильеру заметил знаменитый тореро Манолете и попросил губернатора города Леона, ярого поклонника боя быков разрешить ей в качестве исключения выйти на арену и сразиться с одним быком. Хрупкая пятнадцатилетняя девочка ростом 1метр 56 сантиметров и весом всего в 43 килограмма с лёгкостью и грацией разделалась с громадным животным и в награду получила его ухо. Губернатор решил посмотреть, на что ещё она способна и разрешил ей встретиться с ещё одним быком. И снова зрители ликовали, Хуанита Крус получила ухо, а губернатор Леона спустя некоторое время - гневное письмо из министерства внутренних дел. Услышав о произошедшем в Леоне всем губернаторам срочно напоминали: женщинам не место на арене!
Но время было уже не то, в 1931 году монархия сменилась республикой. Принятая в декабре этого же года испанская конституция даёт женщинам множество прав, в том числе избирательное право и право на развод. И новильера Хуанита Крус подаёт испанскому правительству петицию с просьбой вернуть женщин на арену. Вопрос долго обсуждается, после чего женщинам снова разрешают выступать.
В 1934 году Хуанита Крус смогла принять участие в параде на главной испанской арене Лас Вентас в Мадриде. Она выступала в Испании вплоть до 1936 года. Потом началась гражданская война и пришедший к власти диктатор Франко, опять запретил пешую женскую корриду. Хуанита Крус эмигрировала в Мексику, где ещё долго выступала со многими знаменитыми матадорами своего времени. Интересно, что некоторые мужчины – матадоры осуждали её уже за то, что с традиционным костюмом матадора, трахе де лусес, она надевала юбку. Юбка была выполнена в стиле обычных матадорских штанов – узкая, длиной чуть ниже колена, с завышенной талией и с вышивкой по бокам. Сзади для удобства движения на юбке был разрез всего на одну треть длины. Ничего вызывающего, но мужчин всё равно коробило от этого нововведения.
За свою карьеру Хуанита Крус провела 750 боёв. Умерла она в Мадриде в 1981 году от старой травмы сердца.


Хуанита Крус, 1935 год
Источник: ru.pinterest.com/zingstaurino/toreros/


Хуанита Крус.

***
Франсиско Франко, наложив запрет на пешую корриду, ничего не имел против женской корриды конной. Женщина-амазонка считается образцом грации и изящества, к тому же на лошади она подвергается меньшей опасности. Поэтому диктатор не возражал против приезда в страну знаменитой тореры Кончиты Синтрон.
Консепсьон Синтрон Верриль (Кончита) родилась в Чили в богатой аристократической семье. Её отец был пуэрториканцем, мать - из Панамы. Вскоре после её рождения её семья переехала в столицу Перу Лиму и довольно долго там жила. В девочке просыпается интерес к лошадям и в 12 лет её отдают в конную школу. Руководителем школы был Руй да Камара, португальский рехонеадор, который подал Кончите идею о борьбе с быками на лошади. Идея понравилась и в 1936 году на Пласа де Ачо в Лиме 14-летняя Кончита Синтрон дебютировала в качестве рехонеадоры. Она выступает на лошади и параллельно начинает изучать пешие способы боя. В 16 лет она выходит на арену уже как матадор. Её замечают и в 1939 году приглашают в Мехико – столицу женской корриды. Дебют Кончиты имел успех, и она осталась в мексиканской столице. В 1940 году бык по кличке Чикланеро серьёзно ранил её, и она потеряла сознание на арене. Придя в себя в лазарете, она отказалась от операции, вернулась на арену и добила быка, получив за мужество оба бычьих уха. Позже она скажет об этом случае: «На самом деле я была ужасно рада, что наконец-то узнала, каково это, когда тебя поднимают на рога».
Кончита Синтрон провела в Мексике 4 года, участвовала в 211 корридах и убила 401 быка.
В 1945 году она едет в Европу, где сражается пешей в Португалии и Франции, и конной в Испании. За своё обаяние и талант она получает прозвище «белокурая богиня».
В 1949 году она решила завершить карьеру и напоследок продемонстрировать все свои возможности. В испанском городе Хаэне она попросила у президента корриды сойти с лошади, чтобы добить быка. Ей отказали. С лошади она всё же сошла, взяла мулету и шпагу и под восторженные крики зрителей начала дразнить быка. Потом она демонстративно бросила шпагу, а когда разъярённый бык помчался на неё, увернулась и пальцами коснулась его плеча, имитируя удар. После этого один из участвовавших в представлении новильерос по её просьбе убил животное. Восторженные зрители бросали на арену шляпы и красные гвоздики, но на выходе Кончита Синтрон была арестована жандармами, за нарушение закона. Однако вскоре после этого местный губернатор был вынужден помиловать её.
Кончита Синтрон закончила выступления в 1950 году, проведя 750 коррид. В 1951 году она вышла замуж за Франсиско де Кастело Бранко, португальского дворянина и племянника своего первого учителя тавромахии, родила ему шестерых детей и долго и счастливо жила в Лиссабоне до самой своей смерти в 2009 году.


Кончита Синтрон. 1940(?)
Источник: www.rejectedprincesses.com/blog/modern-worthies...

***
К концу жизни Франко диктаторский режим стал слабеть. Это дало надежду на возвращение женщин на арену. «Женщины водят самолёты, сражаются в войнах и ездят на сафари. Почему же им нельзя сражаться с быками?» - вопрошала новильера Мария де лос Анхелес Эрнандес, известная по прозвищу «Анхелита»
В 1971 году она подала прошение в верховный суд Испании. В нём она доказывала, что разрешённая женщинам рехонео, конная коррида не менее опасна, чем запрещённая пешая. Единственные преимущества всадницы в том, что она находится выше быка, а для владения копьём не нужно столько силы, сколько для вращения 4-6 килограммового плаща - капоте. Но в целом, коррида не то занятие, в котором стоит рассчитывать на большую мышечную массу. Гибкий и подвижный матадор имеет больше шансов спастись от быка, чем грузный и накачанный.
Дебаты длились три года, после чего прошение было удовлетворено. В том же году Анхелита Эрнандес дебютировала на арене Херес-де-лос-Кабальерос. Она участвовала в более чем 300-х новильядах, пока в 1979 году в Мексике не прошла церемонию посвящения и, первая среди женщин, не стала настоящим матадором.


Анхелита Эрнандес.
Источник: tauromagias.blogspot.ru/2013/07/mujeres-toreras...

Церемония посвящения в профессионалы называется «альтернатива». Во время одной из коррид опытный матадор даёт возможность подающему надежды новильеро сразиться с одним из назначенных ему быков. Этот матадор становится крёстным отцом новильеро, а новильеро с этих пор считается профессионалом. Ла Реверте, Хуанита Крус, Кончита Синтрон несмотря на высокое мастерство так навсегда и остались новильерами, потому что не нашлось мужчины, который бы решился их посвятить. Матадора, ставшего крёстным отцом Анхелиты Эрнандес, звали Маноло Мартинес. В 1991 году 69-летняя Кончита Синтрон вернулась на арену и провела церемонию альтернативы для молодой французской рехонеадоры Мари Сары. Первой женщиной, получившей альтернативу в Европе, стала Кристина Санчес. Она же через два года посвятила в профессионалы свою коллегу, Марию Пас Вегу.

***
Кристина Санчес де Паблос родилась в 1972 году в Мадриде. Она была дочерью бандерильеро Антонио Санчеса. В 12 лет она поступила в мадридскую школу тавромахии.
В 1993 году Кристина Санчес впервые выступила на арене городка Вальдеморильо. В 1995 она дебютировала в качестве новильеры в Мадриде, на арене Лас Вентас и получила в награду ухо быка. Её выступления были столь успешны, что уже на следующий год она проходит церемонию альтернативы во французском Ниме. Матадор Курро Ромеро предложил ей сразиться с предназначенным ему быком по кличке Покабарба. В 1998 Кристина Санчес подтверждает альтернативу уже на Лас Вентас центральной арене Испании.
«Сражаться с быком – значит быть нежным с ним, – говорила она. – Кто это сделает лучше женщины?»
Её карьера была короткой, но яркой. Она приняла участие более чем в 200 боях и получила в награду 316 бычьих ушей. На пике успеха, в 1999 году Кристина Санчес демонстративно завершает свою карьеру. Мужчины- матадоры отказывались с ней выступать, и многие открыто говорили, что причина в том, что она – женщина. Как появившееся на сцене животное или ребёнок отнимает всё внимание зрителей в театре, так и женщина, выйдя на арену для боя быков, отвлекает их от матадоров-мужчин и они чувствуют себя лишь простыми статистами. Однажды Кристине Санчес в одиночку пришлось сразиться с шестью быками. Мужчины удостаиваются такой чести за великие заслуги. Ей пришлось это сделать, потому что ею пренебрегали.
Уйдя с арены, Кристина Санчес вышла замуж, родила двоих детей и стала телекомментатором в передачах о корриде. В 2016 году в возрасте 44 лет и спустя 17 лет после завершения карьеры она приняла участие в благотворительной корриде в городе Куэнка, сбор от которой шёл в пользу детей больных раком. Дополнительным мотивом было желание показать себя в этом свете своим подросшим сыновьям, которые ни разу не видели её на арене.


Кристина Санчес на арене (1997?)


... и в жизни (2013)
Источники: www.enriqueromero.tv/blog/?p=50192 и www.alertadigital.com/2016/08/20/cristina-sanch...

***
Как стало видно из вышесказанного, желающая сделать карьеру тореры женщина, должна быть гораздо упорнее, целеустремлённее и трудолюбивее, чем мужчины. Год за годом она должна преодолевать пренебрежительное отношение мужчин, доказывая свой профессионализм. В отличие от большинства мужчин, женщины-тореры владеют приёмами как пешей, так и конной корриды. То есть, они не только знают психологию быков, но и умеют обращаться с лошадьми, ведь в конной корриде самое главное - это правильно воспитанная и обученная лошадь.
Если на протяжении трёх веков женщин обучали в основном родственники или знакомые, то в 80-90 годы для них открылись двери школ тавромахии. Они, как и мальчики начинают обучаться с 10-12 лет. В год приходят примерно десять девочек, через два месяца тренировок остаётся одна.
Гдё-то в восемнадцать лет они выходят сражаться на арену, а около сорока уходят на пенсию. И дело тут даже не в старости, а в страхе. В среднем за свою карьеру матадор получает до двадцати ранений и после каждого выходить против разъярённого быка становится всё сложнее и сложнее. Но для сравнения, мужчины обычно покидают арену в возрасте шестидесяти лет.
Звёздных сезонов в жизни средней женщины-матадора бывает не больше семи. У мужчин – двенадцать.
Но, несмотря ни на что, женщины всё же идут и в корриду.

Участвуют ли в корриде коровы?
Ну, с женщинами теперь вроде бы понятно. А коровы? Участвуют ли в корриде они?
Да. И, в отличие от женщин, успешное выступление для коров – это вопрос жизни и смерти. Чтобы рожать суровых свирепых быков, нужны энергичные бодливые коровы. Поэтому многие тёлочки, входя в возраст невесты, то есть, достигнув веса 150 килограмм, подвергается особому испытанию.
В школах тавромахии три ступени мастерства и после каждой ученики должны сдать экзамен. Для сдачи экзаменов ученики с учителями приезжают в ганадерии, фермы, где разводят боевых быков. Прежде, чем выпустить матадора-новичка на какую-нибудь маленькую сельскую арену и выставить против него бесерро, бычка-двухлетку, его выпускают на лужайку ганадерии и выставляют против него молодую корову. Новичок должен продемонстрировать все имеющиеся у него умения и знания, начиная от умения владеть плащом и заканчивая знанием психологии крупного рогатого скота.
Впрочем, это ученики думают, что экзамен – для них, а вот заводчики считают, что это экзамен для коров. Они тоже демонстрируют свои возможности. И большой для коровы плюс, если ей удастся сбить ученика с ног и как следует повалять его по травке. Такое валяние считается полезным и для ученика. Во-первых, это лишний повод задуматься, а надо ли ему все это и не пора ли сбежать и заняться чем-нибудь более полезным для общества. Во-вторых, ученик на практике учится спасаться из-под копыт, а его сотоварищи учатся организованно спасать потерпевшего. И, наконец, в-третьих, будущий матадор учится продолжать шоу, несмотря на ссадины, синяки, шишки и более крупные личные неприятности.
Прошедших экзамен учеников ждут арены, пока небольшие. А выдержавших испытание тёлочек – зелёные лужайки и симпатичные быки- производители.
Если же будущая корова себя не показала, она отправляется в ресторан. В качестве основного блюда.
Опытные матадоры также тренируются на молодых коровах. За зиму, если у них не было турне по Латинской Америке, они теряют форму и чтобы восстановиться к новому сезону начинают тренировки. С коровами.


Источники:
Большая статья о женщинах-торерах: torostarifa.blogspot.ru/2008/01/las-mujeres-tor...
Кончита Синтрон: en.wikipedia.org/wiki/Conchita_Cintrón
Кристина Санчес: www.elespanol.com/corazon/famosos/20160819/1489...
www.portaltaurino.net/enciclopedia/doku.php/cri...

@темы: история, испанское, женщины

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник

главная