Фильм "Сакурадамонгай но хэн" (2010 г.) или "Инцидент у ворот Сакурада" рассказывает о покушении на тайро (главу совета старейшин) Ии Наосукэ (1860 г), фактического главу тогдашнего сёгунского правительства и опекуна малолетнего сёгуна Иэмоти и снят, скорей всего, к юбилею события.
В центре - судьба Сэки Тэцуноскэ, ронина из Мито, руководившего этой акцией.
Поскольку с языками у меня практически никак, пришлось вооружиться соответствующей статьёйlilas777.livejournal.com/9667.html, рекомендованной Бакумацу-инфо, документальным фильмомwww.bakumatsu.ru/ii_naosuke.html про Ии (Спасибо Lojka за перевод), словарём и Википедией. А потом ещё и в английские титры заглядывать.(что ненамного улучшило дело) И вот, что у меня понялось:
Что я поняла. (Пересказ содержания фильма.)
Вначале нам кратко рассказывают об опиумных войнах в Китае, о появлении экспедиции Перри у берегов Японии и о требовании коммодора открыть страну. Потом показывают реакцию на эти требования Токугавы Нариаки, главы хана Мито.Он каллиграфически выводит "ДзёИ" (Долой варваров!) Далее кто-то из самураев с хорошим почерком по его просьбе выписывает эту крамолу малярной кистью на бумажке, размером в 4-5 татами. (Я тихо тащусь.) Шедевр вывешивается в общественном месте...
Кусочек современного Токио. Здание японского парламента, вызывающее воспоминания о "Ями но мацуэй". Камера медленно перемещается вдоль улицы по которой проносятся автомобили и метров через 200 мы видим ворота бывшей сегунской резиденции в Эдо, а теперь императорского дворца, известные под названием Сакурада. Потом машины и асфальт исчезают, смеркается, идёт снег. Мы попадаем в 1860-й год...
Заколоченные ворота самурайской усадьбы. У ворот два стража порядка, вооружённых рокусяку бо (палка такая длиной 182 см), обмениваются мнением о музыке, доносящейся из-за ворот. Внутри Сэки Тэцуноскэ, небритый и нечёсаный сидя под домашним арестом, меланхолично тренькает на сямисэне и что-то печально поёт, кажется, это английские слова из словаря.
На кухне его жена Фуса, красиво упакованная в кимоно , изящно приседая у плиты, жарит что-то вкусненькое. Тут Сэки тайно приносят письмо от Такахаси Тайитиро (насколько я поняла, это был один из руководителей радикального направления Сонно Дзёи в Мито) с просьбой прибыть в Эдо. Он немедленно приводит себя в порядок, умывается, бреет лысину и садится поесть. Далее следует сцена расставания с родными. Сэки наказывает малолетнему сыну Сэйитиро защищать маму, прощается с женой и через чёрный ход уходит в туман. Самурянка со слезами на глазах смотрит вослед.
Сэки приходит в Эдо. Получив явки и пароли от самурая из Мито Масико Кимпати и первичные инструкции от Номуры Цунэноскэ, букё уезда Тё (кажется, так), в 1-й день 3-го месяца 7-го года Ансэй (22 марта 1860) года он появляется у своей знакомой Ино. Ещё цветут камелии. Знакомая хороша собой, изящно одета (очень красивое сочетание цветов!), нашего героя она называет не иначе, как Тэцу-сама, поит его сакэ, поёт под аккомпанемент его сямисэна, ну и так далее. Сэки вспоминает как 7 лет назад бегал смотреть на большие железные гайдзинские корабли и почти блаженствует. Блаженство было бы полным, если бы при каждом стуке в дверь не приходилось хвататься за меч. На сей раз его прерывает Сато Тэцусабуро. Он приглашает Сэки на собрание заговорщиков. Прощаясь, герой обнимает даму и уходит в ночь. Ино рыдает...
Вечер. Собрание. Во главе Канэко Магодзиро, ещё один руководитель радикалов; уже виденный нами Номура, и Аримура Юускэ из Сацумы. Канэко разворачивает план города и показывает путь от усадьбы Ии до ворот сёгунского дворца, около 400 метров, по которому в присутственые дни Ии ездит во дворец. Говорит, что в свите будет 27 самураев охраны и ещё 40 человек и определяет место нападения. Аримура обещает заговорщикам поддержку и покровительство Сацумы. Сэки назначают руководителем операции. 17 самураев из Мито и один из Сацумы пишут прощальные письма.
2-й день 3-го месяца. Вечер. Все 18 исполнителей собираются вновь. Сэки разбивает их на группы и даёт конкретные задания. Его речь перемежается кадрами событий 3-го марта, где поимённо названные самураи занимают свои позиции. 4 человека, Сайто, Инада, Мори и Куросава получают пистолеты.
3-й день 3-го месяца 7-го года Ансэй (24 марта 1860). Идёт снег. Хлопьями. Во дворе усадьбы Ии переминается его свита. Самураи надевают короткие плащи из помасленной бумаги (Первый раз вижу такую прелесть!) и такой же бумагой оборачивают от непогоды мечи. Выходит Ии. Слуга с гербами дома Асано вручает ему предупреждение о готовящемся покушении и просит не ездить во дворец или хотя бы увеличить охрану. Ии читает, презрительно улыбается и говорит, что не стоит давать ход слухам, а число свиты официально утверждено. Садится в паланкин и едет во дворец.
Заговорщики ждут. Выстроились вдоль дороги. Чем-то кормятся у ларька с едой. Кто-то что-то читает... Тихо любуюсь на то, как выглядят зимние, тепло одетые самураи.
Гремит барабан. Ворота усадьбы Ии открываются. Из ворот трусцой выбегает свита с носилками. Дивное зрелище! Тяжёлый лакированный чёрно-красный паланкин с кистями и золотыми гребами несут носильщики в синих куртках, коротких белых штанах и в полосатых гольфах. Самураи в своих плоских соломенных шляпах, жёлтых бумажных плащах и в хакама, подвёрнутых по самое немогу напоминают придворных времён Генриха 8-го и германских интеллигентов эпохи Реформации. Ноги у всех разной формы, но все одинаково гладкие, как на рекламе женской бритвы, и одинакового красно-синего оттенка, навевающего ассоциации с мороженой курицей.
Заговорщики готовятся. Развязывают завязки хаори и шарфы, у кого есть, снимают поклажу. Но вот, протерев снегом рукоятку меча,(а если бы снега не было, поплевал бы на руки?) из-за угла с криком "Стойте, прошение!" выбегает Мори Горокуро. Он становится на одно колено, протягивает бумажку и поезд Ии останавливается. Один из самураев свиты, ругаясь, подходит её забрать. Далее демонстрируется очень неблагородный, но весьма успешный способ применения баттодзюцу. Бедный охранник! Кажется, он всё-же успел испугаться...
Начинается побоище. Застигнутые врасплох самураи свиты пытаются извлечь свои упакованные мечи. Большинству с трудом, но удаётся. Хотя кто-то так и отбивается мечом в ножнах, обёрнутым бумажным кульком. Кто-то из охраны пытается спасти Ии и приказывает носильщикам бежать назад, но путь уже перекрыт дерущимися. Носильщики разбегаются. Носилки падают. Куросава Тюсабуро стреляет в паланкин. По штанине Ии расплывается красное пятно. Он сидит, страдает от боли и отчаяния, вполголоса ругает дураков-заговорщиков и печалится о судьбах Японии.
Драка продолжается. Самурай свиты Косаи Тюдзаэмон, стоя у носилок, самоотверженно защищает господина. Он убивает рвущегося к паланкину Инаду Дзёдзо, кого-то ранит и гибнет сам, пронзённый мечами нескольких заговорщиков. Единственный среди заговорщиков самурай из Сацумы, Аримура Дзидзаэмон получает ранение, несколько нехилых ударов ножнами так и не извлечённого меча, повреждает ногу, но всё-же добирается до паланкина и протыкает его мечом. Кто-то следует его примеру. Ии смертельно ранен. Аримура поднимает крышку носилок, выволакивает из паланкина истекающего кровью тайро, встаёт в стойку стрекозы и с криком отрубает Ии голову. Затем проднимает её и кричит "Свершилось!" За всем этим из-за угла наблюдает Сэки Тэцуносукэ, ему, как руководителю, драться не положено, но он очень переживает и почти плачет.
Сражение затухает. Заговорщики, отступают, уводя раненых. Сацумец Аримура пытается унести голову Ии, но он тяжело ранен. На место сражения собирается народ. Потрёпанная свита Ии подбирает убитых и раненых. Тело тайро запихивают в паланкин и уносят. Люди Ии бредут к воротам его усадьбы. Туда же уволакиваюи и тело Инады Дзюдзо 47-ми лет. Для опознания. Сато, скрывающийся в толпе участников нападения видит это и плачет.
Сато Тэцусабуро докладывает организаторам акции об исполнении. Узнав, что голову тайро отрубил его младший брат, Аримура Юускэ, то ли от гордости за клан, то ли оттого, что герой - его родственник, прослезился.
В это время Сэки Тэцуноскэ скрывается в лодке на берегу реки (хорошая лодка, почти дом, с крышей, с жаровней и с едой!). Он вспоминает события 6-летней давности, когда эскадра Перри по случаю дня рождения президента Вашингтона устроила салют и тем самым устроила панику в Эдо. В сёгунском правительстве замешательство. Мнения разделились. Ии Наоскэ считает, что Япония ещё слишком слаба, чтобы вступать в открытый конфликт с варварами, поэтому нужно заключить с ними торговые договора. Токугава Нариаки за то, чтобы немедленно начать подготовку к войне с варварами. Его поддерживают Сайго Такамори из Сацумы, Яманоути Ёдо из Тосы и многие другие. Но посла Харриса всё же приходится принять.
4-й день 3-го месяца. Постоялый двор. Сэки, Номура и Окабэ(?). Приходит кто-то из участников акции с известиями. Выясняется, что погибло уже 6 заговорщиков. Кроме убитого при нападении Инады Дзюдзо, 47-ми лет, совершили самоубийства раненые Аримура Дзидзаэмон, 22-х лет и Хираока Нэнодзиро 21-го года. Кроме того убили друг друга раненые Ямагути Тацуноскэ, 29-ти лет и Коибу Тиканамэ, 51-го года.
Группа из 4-х (или 5-ти) заговорщиков принесла послание в представительство Мито в Эдо. Письмо взяли, но их самих внутрь не пустили, во избежание осложнений с властями. Сано Такэноскэ, 20-ти лет умер от ран у ворот резиденции.
5-й день 3-го месяца. 2 часа ночи. Особый курьер из Эдо сообщает Токугаве Нариаки о нападении на Ии. Нариаки понимает, чем это грозит клану. Он приказывает собрать всех вассалов и заявляет, что для спасения чести клана необходимо арестовать всех, кто был замешан в этом гнусном преступлении.
Далее нам рассказывают о событиях 2-х летней давности (1858), когда были заключены договора с варварами. Токугава Нариаки собрал всех недовольных Ии, чтобы решить, что делать. Ведь если договора будут подписаны с Японией может случиться то же. что и с Китаем. Сайго Такамори, говорит, что Симадзу Нариакира, князь Сацумы по просьбе императра Комея, тоже стоящего за политику изгнания варваров, лично собрался привести 3000 самураев в Киото, чтобы защитить его. Ии нужно устроить импичмент. Для этого нужно объединить против него все недовольные княжества (Этидзэн, Тоттори, Тёсю, Тосу ,Увадзиму,Сацуму), разослав туда гонцов. Но Ии не дремлет, начинаются репрессии. В пути посланцы Нариаки видят, как несут клетки с арестованными сторонниками ДзёИ. Уже в Тоттори Канэко, Такахаси и Сэки получают известия о казни Угаи Китидзаэмона и его сына Коити из Мито, Умэды Умпина из Обамы, Ёсиды Сёина из Тёсю, Хасимото Санаи из Этиго, Рая Микисабуро из Киото и многих других.
Канэко: Во всём виноват Ии!
Такахаси: Его надо убить!
Сэки: Да!
Меж тем, на улицах Эдо народ распевает издевательские куплеты про убийство у ворот Сакурада. Как же правительство, собирается защищать страну, если даже такого важного чиновника как Ии среди бела дня можно запросто убить на улице?!
13-й день 3-го месяца. Канэко, Сато и Аримура на пути в Киото останавливаются на станции Ёккаити. Там их арестовывает сацумский уполномоченный и препровождает в резиденцию Сацумы в Фусими. Сацумец Аримура выясняет обстановку и говорит Канэко и Сато, что обещанные Сацумой войска не придут. Сторонник ДзёИ князь Симадзу Нариакира умер ещё 2 года назад, а новый глава клана Симадзу Хисамицу запретил отправку войск. (Сайго Такамори уже 14 месяцев как в ссылке на далёком южном островке Амамиосима, но они об этом не знают.) Бакуфу разыскивает их двоих, Сацума укрывать их не будет, но они могли бы найти приют в Тёсю. Аримура очень извиняется за то, что не сацумцы не выполнили обещаний, но Канэко говорит ему, что он не должен винить себя, новая власть - новые порядки. Они уйдут. 15 марта Канэко и Сато выходят из резиденции Сацумы. У ворот их поджидают полицейские с палками. Бо - неплохое оружие, особенно, когда владельцев бо много, их действия согласованы и отработаны, а преступников всего двое. Несмотря на вооружённое сопротивление Канэко и Сато арестовывают.
18-й день 3-го месяца. Фуса, жена Сэки Тэцуноскэ мирно занимается хозяйством. Подходит сын и просит разъяснить ему иероглифы. Мать отвечает, что очень извиняется, но она родилась в крестьянской семье и не может понять такие трудные кандзи. Приходит уполномоченный Исикава, её дядя, с отрядом блюстителей порядка, объявляет ей, что группа ронинов из Мито напала на тайро Ии и что ему кажется, что её муж один из преступников. Он учиняет в доме обыск плавно переходящий в погром.
Женщина и ребёнок сидят на холодной земле и, вспоминая счастливые дни, когда отец был с ними, наблюдают за разорением. Сын пытается утешить мать, но ему максимум лет восемь и у него не очень это получается.
23-й день 3-го месяца. Осака. Полиция выходит на след Такахаси Тайитиро и его сына. Пытаясь сбежать через окно второго этажа гостиницы Такахаси подворачивает ногу. Он уговаривает сына бежать в Сацуму. (То есть, они тоже не в курсе того, что в этой Сацуме произошло!) Сын отказывается. Нападать на самураев с мечами стражники с палками не рискнули, поэтому Такахаси спокойно воткнул себе меч в живот, постучался в ближайший дом, назвал себя, сообщил, что он руководитель заговорщиков напавших на Ии, что он не хочет сдаваться и поэтому просит предоставить ему комнату, чтобы красиво закончить начатое. Хозяин не отказал. Такахаси Тайитиро погиб в 47лет, его сын Содзаэмон (?) в 19.
26-й день 3-го месяца. От прохожих Сэки слышит об арестах Канэко и Сато и смерти Такахаси. Заговорщики понимают, что Сацума на помощь не придёт.
28-й день 3-го месяца. Арестована Ино. Она заведомо ничего не знает, но тем не менее её пытают. (Да-а... Выходит, рёбра ломали не одному Фурутаке...)
29-й день 3-го месяца. Сэки, Номура и Окабэ сидят в гостинице и обсуждают, что делать. Путь в Сацуму закрыт. Номура и Окабэ уже собираются самоубиться, но тут приходит Морияма Сигэносукэ и Исии Дзюэмон, племянник Сакураоки Гэндзиэмона. Он просит заговорщиков вернуться в Мито и укрыться на какое-то время в деревне Фукурода и окрестных деревнях. Но Номура собирается вернуться в Тоттори, год назад в этом клане им обещали помощь и поддержку. Трое заговорщиков решают идти вместе в Тоттори.
3-й день 4-го месяца. Сэки, Номура и Окабэ в Тоттори. Но обстановка изменилась и принять их не могут. Тех, кто давал обещания, сместили с должностей, а по всей провинции расклеены листки с их портретами, приметами и пояснениями о том, что этих людей разыскивает бакуфу и лично глава клана Мито. (Портреты, по мне, так совершенно одинаковые: круглая физионамия, самурайская лысина и хвостик на ней. ) Вы сделали большую ошибку, напав на Ии, говорит Адати, один из дававших обещания.
Тут из за угла выходит ещё один субъект. Представляется, как инструктор фехтования клана Тоттори Инаба Кадзанори. Он говорит, что Сэки ему симпатичен и он лично ничего против него не имеет, но поскольку клан платит ему деньги, а они - разыскиваемые преступники, он не имеет права их отпускать. Но Сэки безоружен, а хватать безоружного - бесчестие для мастера меча. Договорились. что Сэки сразится с ним, а Адати одолжит ему свой меч. "Инаба - лучший мастер меча в клане!" - замечает Адати. Но Сэки не реагирует на предупреждение, заимствует меч у бывшего друга, скидает дзимбаори и гэта, подвязывает рукава и начинается замечательная драка. В два раунда и четыре хода. Со смертельным исходом. Полностью подтверждающая мысль о том, что верхние стойки - вещь великолепная, удар из них выходит мощный, но все они очень уязвимы. Короче, Сэки, как и полагается герою, выжил без ущерба для себя. Заговорщики расходятся. Теперь у каждого свой путь. Сэки решает вернуться в Мито.
9-й день 7-го месяца. Сэки приходит в деревню Фукурода северного округа провинции Хитати. Староста деревни, Сакураока Гэндзиэмон прячет его на чердаке. Там Сэки периодически навещают знакомые и они беседуют. Беседуют о том, что бронзовым пушкам бакуфу не совладать с железными, что стоят на чёрных кораблях. А ещё приходит весть о том, что клан Сацума приказал Аримуре Юускэ совершить сэппуку.
15-й день 8-го месяца, по выходе из туалета, от инфаркта миокарда в возрасте 60-ти лет скончался Токугава Нариаки. Сэки узнаёт об этом от одного из друзей. Также тот рассказывает, что Ино была арестована и умерла от пыток. "Ино, прости", - говорит Сэки и плачет.
Весна 1861 года. В весёлом квартале арестован Окабэ. "Я остался один", - сокрушается Сэки, узнав об этом. А ещё он узнаёт, что появилась идея кобу гаттай - объединения усилий императорского двора и сёгунского правительства для отражения агрессии извне. Что готовится реформа сёгуната.и не последнюю роль в этом должен играть клан Мито.
31-й день 8-го месяца (или 31 августа, в старом календаре месяцы были по 19 дней)1861 года. Семеро заговорщиков, Канэко Магодзиро(?), 58 лет; Одзэки Такаситиро, 26 лет; Хасуда Итигоро, 29 лет; Морияма Сигэноскэ, 27 лет; Сугияма Яитиро, 38 лет; Мори Горокуро, 24 года; Окабэ Сандзюро, 44 года приговорены к отсечению головы.
Куросава Тюсабуро, 30 лет умер от ран, Сайто Кэммоцу, 39 лет умер от ран. Сато Тэцусабуро, не принимавший непосредственного участия в нападении, наказан изгнанием.
Местонахождение Сэки все-же вычислили, но у Сакураоки его уже не застали. Старосту арестовали. Беглеца же всю ночь искали по лесу но не нашли. Он ушёл вместе со слугой Сакураоки, Юити, но понимая, что обречён, отдал ему деньги и отпустил. Слугу поймали и через него нашли дом в горах, где скрывается Сэки. Сопротивляться он не стал, дал себя связать. Знакомый инспектор из Мито напоил его, связанного, сакэ. Сэки утешил его, сказав, что сёгунат Токугава скоро падёт, как когда-то пали сёгунаты Камакура и Асикага.
8-й день 6-го месяца 2-го года Бункю (4-го июля1862 года), спустя два года после инцидента у ворот Сакурада, Сэки Тэцуноскэ 38-ми лет был обезглавлен. Когда перед казнью ему закрывают глаза листом бумаги он вспоминает о жене и сыне. Мелькают старческие коленки и морщинистое лицо палача, заносящего меч...
Самурай из Мито Хироки Мацуноскэ, 25 лет совершил сэппуку три года спустя в храме Ёгёдзи в Камакуре. Два оставшихся в живых участника нападения на Ии Наосукэ пережили реставрацию Мэйдзи и прожили долгую жизнь. Масико Кимпати умер от болезни на 14-м году Мэйдзи (1881) в возрасте 60 лет. Кайго Сакиноскэ умер от болезни в 30-м году Мэйдзи (1903) в возрасте 76 лет.
1868 год. Замок Эдо сдан императорской армии. Играет марш Кангун. Под флейты и барабаны принц Арисугава и Сайго Такамори торжественно подъезжают к воротам Сакурада. Принц едет дальше, а Сайго останавливается и вспоминает тех, кто в 1860 году напал на Ии Наоскэ.
Снова современный Токио. Мимо ворот Сакурада проносятся машины. Камера медленно перемещается к зданию японского парламента. Титры...
Собственно, отзыв о фильме.
Что я обо всём этом подумала. (Собственно отзыв.)
Мне кажется, такие фильмы очень трудно снимать. Когда больше 20-ти персонажей и все они в конце должны погибнуть. Нужно очень хорошо подумать, как строить действие после того, как основное событие уже произошло. Тут, наверное, не очень подумали. Первую треть фильма действие активно развивается, но после кульминации вы ещё полтора часа сидите и с тоской ожидаете, когда все умрут. Конечно, стоило почтить всех участников акции и назвать их поимённо, но как-то по-другому, потому что после созерцания 10-го или 13-го окровавленного трупа начинаешь чувствовать себя не зрителам, а судмедэкспертом или по меньшей мере учеником медучилища, пришедшим на экскурсию в морг.
О том, что понравилось. Хорошо получились вступление и финал. Здание парламента, построенное в западном стиле, служит одновременно и знаком новой эпохи, и символом другого способа правления. И дорога между парламентом и воротами Сакурада - как связь между прошлым и будущим.
Прекрасные костюмы и антураж. Многие детали я видела впервые. Например, те же бумажные плащи и чехлы для мечей. Почему-то мне в голову не приходило, что летние хакама для "мирного" костюма можно сшить из редкой и лёгкой материи. Так же как и дзимбаори.
Интересны мелкие бытовые детали. Например, пришёл человек к кому-то на постоялый двор, а ему тазик с водой несут, чтобы ноги вымыл и в комнатах не пачкал. Или как все 18 самураев скопом пишут прощальные письма.
Здесь я впервые увидела, как работали обыкновенные токугавские стражи порядка, имевшие на вооружении лишь рокусяку бо, дзюттэ и верёвки (иногда с крюками.) С ворами, хулиганами, даже со штучными навменяемыми самураями при таком вооружении и соответствующей выучке можно было легко справиться. Но с массовым наплывом безбашенных хитокирей они бы не совладали. Сразу понимаешь, зачем вдруг сёгунату стали нужны синсены, мимавари и прочие "гуми".
Я вообще-то не специалист по боёвке, но по-моему все сцены вооружённых столкновений здесь очень даже на уровне. Особенно мне понравился чисто японский поединок между Сэки и Инабой в последней трети фильма. Ни одного лишнего движения, ничего рассчитанного на публику! Четыре удара - и всё! Как в каком-нибудь ката. Полицейские с палками и Мори с баттодзюцу тоже очень неплохо выглядят. И сама сцена нападения на Ии очень динамична и разнообразна.
Удивил возраст участников. Как реальных людей, так и актёров фильма. Обычно в бакумачных фильмах мелькают молодые и зелёные физиономии. Да, в общем, так оно и было. В кого ни ткни - 20 с хвостиком, ну, чуть за тридцать... А тут - половина участников за 30, а некоторым хорошо так за 30. Особенно восхитил палач в последних кадрах. Замшелый такой. Самому уже недолго осталось, а надо же - головы рубит...
В целом особых восторгов и переживаний, кроме "о, как это круто сделано..." и "жалко бедного...", фильм у меня не вызвал, но мне кажется, что я не зря потратила на него время. Его стоило посмотреть хотя бы из-за матчасти.
По крайней мере Сэки Тэцуноскэ и Аримуру Дзидзаэмона я запомнила. И о противоречиях между Ии Наоскэ и Токугавой Нариаки хотя бы в двух словах могу рассказать.
Странное. Мысли больше по поводу события, чем по поводу фильма. 1) После гибели Ии к власти пришли его противники и стали расправляться с его сторонниками. Но убийц Ии они тоже не помиловали. Все организаторы и участники, кроме двоих, были пойманы и казнены в течение двух лет после инцидента. (Всё-таки хорошо у них полиция работала!)
2) В том же 1860 году выходит гравюра "Аримура Дзидзаэмон". Всё, как полагается, с печатью цензора. Значит, разрешили?
3) Ну вот. С очередным двоежёнцем эпохи Бакумацу познакомилась. Сэки, Кондо, Такасуги... Кто следующий?
4) Что же там с Сацумой? Почему заговорщики лишь год спустя узнают, что их там никто не ждёт? Им не было известно о ссылке Сайго?
5) Если Сэки сидел под домашним арестом (а зачем тогда стража у ворот?), то почему никто не хватился, когда он ушёл?