Сегодня поехала в "Гринвич" за билетами на фламенко и по пути зашла в кино. И не пожалела. Фильм был хотя и жестокий и 16+, но очень вкусный. Про сложное время и непростую жизнь, но без ощущения безысходности. Про православного святого, но без розовых соплей и религиозных восторгов. И вообще, давно я после просмотра фильма не лазила в энциклопедию и прочие места, а тут вот полезла.
читать дальшеЧто нового узнала. Что был такой московский митрополит Алексий, современник Ивана !! Красного и Дмитрия Донского, который был известен святой жизнью и чудесами, умер за 2 года до Куликовской битвы и был канонизирован православной церковью. В фильме упоминается, что он спас Москву от эпидемии чумы зайдя в каждый дом и помолившись там. Собственно, основной сюжет фильма - болезнь Тайдулы, золотоордынской ханши и её чудесное исцеление митрополитом Алексием в 1357 году.
Оказывается, монголы писали сверху вниз. И письменность эта напоминала эльфийские руны Толкина. Хорошо, что теперь у них кириллица...
Место действия. а) Какой-то Сарай, столица Золотой Орды. Википедия утверждает, что это Сарай Бату, который находился неподалеку от Астрахани. Но, как заметили критики, в это время столицей Орды уже был Сарай Берке, что стоял на берегу Волги напротив современного Волгограда. Тем не менее сьёмки происходили в районе Астрахани, а декорации воссоздавались по мотивам зданий Сарай Бату и Самарканда.
б) Москва. Москва тут ма-аленькая грустная деревня с рассыхающимися деревяными избами и, похоже, единственной каменной церковью в которой помещается чуть ли не всё население города и два монгола с лошадьми. Куда там ей против Орды...
Монголы. В этом фильме они уже не бесстрашные дикие воины-скотоводы. Это дикари, развращённые цивилизацией. Они живут в каменных домах, моются в банях, едят овощи и фрукты. Их знать белит лица, подводит брови, красит губы и ногти в чёрный цвет. Их вожди любыми средствами пытаются захватить власть, но власть им нужна не для блага народа и не для возвеличивания страны. Просто им приятно чувствовать себя хозяевами чьей-то жизни и смерти. Они жестоки, но это не жестокость необходимости, какая была у их предков, это бессмысленная жестокость, вызванная сиюминутной прихотью.
Святой.Некоторые ревнители истины возмущаются, дескать Алексий ещё в Москве знал, что без проблем исцелит ханшу и эдаким Зигфридом без страха и колебаний поехал в Орду. И что, дескать, фильм создан не по канону. Но кому интересно это без страха и упрёка?
Тайдула, между прочим, не христианка, с какой стати бог должен её исцелять? Возмущаются, что митрополит лечит ханшу шарлатанскими методами и какой-то мальчишка-монах советует ему, что делать. Мне кажется, что методы вполне церковные - святая вода и молитвы и потом уже, когда они не подействовали, это евангельское "плюнул, растёр помазал... Ну и ещё чем возмущаются, тем, что святой начинает сомневаться в боге. Но в конце-концов, если сам Христос сомневался и думал, что оставлен...
Тайдула. Какая женщина! Только ради неё можно пойти на этот фильм!
Исцеление. Кто знает, быть может бог тут был и не при чём. Иногда зрение теряется от душевных потрясений или от сотрясения мозга. А потом возвращается.
Китайский фокусник. Это отдельный номер. Дивный танец с веерами и пушистыми шариками в стиле Абэ но Сэймэя. Жалко, его убили...
Ещё. Монгольские песни, пляски и прочая самодеятельность, балкарский язык, дивные костюмы и антураж, монгольские юрты и каменный дворец, роскошная баня, обогреваемая навозом, эффективные способы устранения соперников на троне, парочка монахов-францисканцев, много-много хурмы и жареного мяса и многое-многое другое.
Теперь, когда я более-менее во всех и всём разобралась, пойду смотреть ещё раз. В подробностях. И с собой кого-нибудь прихвачу.