Может, кто-нибудь когда-нибудь убедит меня в том, что фильм гениальный, но, я пока не увидела в нем ничего такого, на что бы стоило потратить целых 15 лет жизни.
Ругательно-спойлерное. С технической точки зрения, имхо, на всё про всё хватило бы полгода. Здесь нет ни сложной компьютерной графики ни других оригинальных изысков, подчёркивающих индивидуальность мира планеты, как это было в "Звёздных войнах", "Аватаре" или даже в "Обитаемом острове".
Обстановка.
Загадить до такой степени берег вполне можно за неделю, сортир типа "очко" в местном стиле в одиночку возвести - два часа ровно (лично проверяла). Декорации? А что, кроме гнилого дерева и каких-то полуразрушенных халуп там ещё что-то серьёзное есть? Костюмы? Стилизация под позднее европейское средневековье с разными вкраплениями. Под конец кто-то там даже в доспехе эпохи Сэнгоку разгуливает. Оружие? Такое ощущение, что собрали всё, что имелось на складе. Наряду с высокотехнологичными фламбертами какие-то допотопные гладиаторские ковыряльники и S-образные ножички из индийских кинофильмов. И где знаменитые топоры серых? Нет! Режиссёр посчитал нужным заменить их на маловразумительные копья. Реквизит к "страшным" сценам? "Трупы" висят так, что в половине случаев невооружённым глазом видно, что это - чучела и манекены. Единственно, пожалуй на что ушла бы масса времени, это найти такое количество мерзких рож для одной картины. Ни одного нормального лица! А единственное, что прикольнуло, так это местные зонтики.
Сюжет и основная идея.
Чисто формально Герман вроде бы придерживается сюжета. С той разницей, что герои Стргацких прилетают на планету, чтобы просто понаблюдать за миром средневековья. Ни о каком Возрождении речи не идёт. Но если персонажи Стругацких при всех обстоятельствах остаются людьми светлого будущего, то герои Германа быстро оскотиниваются до уровня местных жителей.
Все основные диалоги (Румата - Рэба, Румата - Будах, Румата - Арата) тоже вроде бы присутствуют. Но мало того, что их жестоко обкорнали и переиначили, они буквально тонут в людской толкотне, дерьме и грязи. Например, знаменитая беседа с доктором Будахом о том, что бы он посоветовал богу, снята так, что непонятно, что же всё-таки режиссёра интересует больше, мнение доктора, самые главные и пронзительные слова этой книги, или его безуспешные попытки опорожнить мочевой пузырь.
Основная идея фильма вроде бы заключена в словах "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные", которые в конце фильма в качестве назидания сидящий в грязной луже Румата говорит незадачливому теоретику дону Кондору. Но какие серые? Какие чёрные? Ни тех, ни других среди толкотни и грязи я не разглядела, и что что-то кардинально поменялось в ходе фильма тоже не заметила.
Гораздо больше запомниась бесконечно повторяемое Руматой слово "воняет" и его бесконечные белоснежные носовые платки из ниоткуда появляющиеся и исчезающие в никуда. И раздражающий джаз-з-з в его же исполнении.
Герои.
Ни одного светлого персонажа! Не только среди книгочеев и умников. Даже среди землян.
Благородный дон Румата. Ну какой, к чёрту из престарелого Ярмольника благородный дон! Из Стругацких мы помним, что основная примета, по которой его опознавали - массивный золотой обруч с кинокамерой, объектив которой был замаскирован под драгоценный камень. У здешнего Руматы никакой кинокамеры нет. Не нужны никому его наблюдения. Поэтому на лоб ему присобачили нечто вроде миниатюрного мужского достоинства,
Барон Пампа.Тут артист по габаритам вроде бы подходит, но какой-то слишком вялый для барона. Местный вариант вертолета на холостом ходу - это всего-навсего банальное раскручивание меча за петельку. Самый велиий из его фехтовальных подвигов - рубка одноручным фламбергом высокотехнологичного туалетного стульчака со смывом. Рёва атомного ледокола в полярном тумане вообще не было. Не знаю, чем Герману не понравилась эта авторская сцена спасения Пампы из застенков, она вполне бы подошла под общую стилистику. Учитывая, сколько народу в фильме беззастенчиво разгуливает в чём мать родила, как-то даже странно, что на Пампу решили накинуть рубашку. И убили его почём зря, хотя Стругацкие на его жизнь не покушались.
Кира. Вот, кто меня разочаровал. Обычная вульгарная девица с железным поясом верности на чреслах. Который, если очень хочется, можно взломать ломиком. И заниматься любовью на глазах у всех. Какие там сказки о прекрасной Земле! Какие там глаза, глядящие с ужасом и надеждой! Нет ничего! Впрочем, местному Румате она вполне подходит. Убивают её тоже не по канону, страннейшим образом - в затылок. И благородный дон никак особо на это не реагирует.
Дон Рэба Не орёл. И Руматы с самого начала боится. Почему - непонятно. И вообще, лучший Рэба - это Александр Филиппенко!
Арата. Вместо фанатичного борца за свободу - хладнокровный уркаган, никаких симпатий не вызывающий. Которого тоже непонятно зачем в конце убивают, как и отца Кабани и прочих.
Чего я хочу.
Хочу нормальную экранизацию с бережным отношением к тексту Стругацких. Со стругацкой романтикой и юмором. Не нужно мне оправданий "Так хреново было в истории и мы эту грязь хочем воспроизвести." Для живописания клозетов и голых поротых задниц существуют другие жанры.
Хочу людей, на которых можно будет любоваться. Людей, остающихся людьми в любых обстоятельствах.
Хочу приключений, в которых экшн будет не ради экшна, а ради высокой цели.
Хочу наконец, чтобы Румата был молодым и красивым и прекрасно владел мечом.
И, надеюсь, это когда нибудь будет.
Кстати, был почти полный зал. Возраст от 18-ти до пенсионного. 3 часа дня, в мультиплексе было ещё 11 других залов, было из чего выбрать. Блюющих по ходу действия замечено не было. Особо не от чего. Некоторые даже умудрялись жевать попкорн и мороженое. Человек десять с сеанса ушло. Остальные досидели до конца. Особых восторгов по поводу гениальности опуса тоже не наблюдалось.