Разумеется, все фанаты Сэнгоку знают, что Кэнсин был монахом и фанатом Бисямонтэна. Но тут мне как-то пришлось задуматься над тем, к какой же будийской школе он принадлежал.
К счастью, японские поклонники Бога Войны бродя по кэнсиновским местам в префектуре Ниигата задумывались над этим ещё раньше меня. Здесь:
detail.chiebukuro.yahoo.co.jp/qa/question_detai... и здесь:
detail.chiebukuro.yahoo.co.jp/qa/question_detai... они уже задавали этот вопрос.
Мне оставалось только поскипеть мозгами и узнать, что им ответили.
читать дальше С 7-ми до 14-ти лет Кэнсин жил и учился в семейном храме Ринсэндзи ( 林泉寺 ) на горе Касуга. Сейчас это префектура Ниигата, город Дзёэцу. Храм принадлежал дзэнской школе Сото. Наставником мальчика был настоятель храма Тэнсицу Ко:ику ( 天室光育 ,1470-1563). Позже из-за враждебных отношений домов Уэсуги и Ода, 93-летний монах будет вынужден покончить жизнь самоубийством. Пишут, что случилось это не без участия Нобунаги.
Кэнсин был очень привязан к семейному храму. Когда он жил там, он носил имя Торатиё. Но это имя не было характерным для школы Сото. Имя было дано при участии матери, Торы-годзэн, глубоко верующей женщины и, как я поняла, типично оно было для тантричекой школы Сингон. Тут можно вспомнить, что бодайдзи (фамильный храм-усыпальница) Токугава, в которой покоятся два первых сёгуна, находится в седце школы Сингон, на горе Коя. И что детские имена его самого, больше половины его сыновей и части внуков содержали иероглифы "тиё" (Такэтиё,Токитиё, Матиёмару, Титиёмару, Мацутиё, Сэнтиё...)
Приехав в Киото, Кэнсин практиковл медитацию в храме Дайтокудзи ( 大徳寺 ) на горе Рю:бо:. Храм принадлежал дзэнской школе Риндзай. Здесь его наставником был выходец из Оми Тэссю: Со:кю: (徹岫宗九 , 1480-1556). После духовных практик в храме Дайтокудзи Кэнсин принимает монашеское имя Со:син ( 宗心 , гы, первая половинка может читаться "мунэ", как у всяких там Датэ, а последняя, как у Химуры). Вообще-то, как нам объясняли, хо:мё: ( 法名 ) не обязательно монашеское или посмертное имя, как пишут в словарях. Такое имя берёт себе человек, который понял, зачем он живёт.
Любимым божеством Кэнсина был Бисямонтэн. Все знают, что первый слог его имени, "би" ( 毘 ) был на знамени Дракона Этиго.
Разновидность божества, которому он поклонялся, называлась То:хацу (или То:хати) Бисямонтэн ( 刀八毘沙門天 ). Имя примерно переводится как "Бисямонтэн с восемью мечами". Бисямонтэн с мечами изображается с тремя головами и десятью руками или с четырьмя головами и двенадцатью руками. Он восседает на льве и, размеется, держит в руках 8 мечей. Над его головой часто изображают Нёрай (Будду Тахтагату). Вероятно, образ этот произошёл от более привычного Тохацу (без удлиннения о) Бисямонтэна ( 兜跋毘沙門天 ), изображения одноголового божества в шлеме, похожем на корону и с колесом сансары над головой. Многие полководцы эпохи Сэнгоку считали То:хацу Бисямонтэна своим защитником и покровителем. Но в ранней буддистской школе Тэндай это божество считалось символом одной их четырёх сторон неба, а конкретно - севера.
В последние годы жизни Кэнсин посвятил себя школе Сингон. В Конгобудзи ( 金剛峰寺 ), главном храме школы Сингон, расположеном на горе Коя он прошёл церемонию тэнбо:кандзё ( 伝法灌頂 ), в ходе которой священнику, прошедшему обучение на горе Коя, присваивается титул адзяри и от наставника Кё:танэ ( 清胤 ) получил звание гондайсо:дзу. (Второй уровень второго ранга в японском буддизме, en.wikipedia.org/wiki/Sōkan ) Значит, имя "Кэнсин" и монашество (?) он принял в рамках школы Сингон (1561 (?)) ?
Как видим, внимание Кэнсина делили между собой целых четыре школы. Но вот к чему он точно не принадлежал, так это школа Нэмбуцу (Дзёдо). ))
Кстати, Такэда Сингэн в этом отношении был более постоянным. Риндзай - и никаких гвоздей!