Анимэ «Роза Версаля». 30-я серия 4-я минута.
Весна-лето 1789 года. По пыльной дороге несётся карета с гербом. Её преследуют три всадника. Поравнявшись с каретой, один из них, красивый молодой человек с жестокими глазами, спрашивает сидящего внутри:
- Если я не ошибаюсь, вы – маркиз де Марден?
- Да, я Марден, секретарь государственных расходов и доходов.
- Извините за грубость, но сейчас вы умрёте.
- Что? (перевод диалога Persona99)
Всадник выхватывает шпагу, запрыгивает на крышу кареты и втыкает клинок прямо в центр крыши. Раздаётся вопль.
Картинка, конечно, впечатляющая, но…
читать дальшеДверца у кареты в этом эпизоде была посередине, значит, пассажирские сидения в ней располагались у передней и задней стенок. Так что вертикально воткнутая в районе прохода шпага вряд ли смогла бы кого-нибудь задеть. Разве что в карете ехала какая-нибудь придворная дама, которой отчего-то вздумалось в тот день навертеть модную лет аж лет 10-15 назад высокую причёску. Такие фантазийные причёски возвышались на 50, а то и на 70 сантиметров над головой и не позволяли по-человечески сидеть в карете, только стоять в проходе на коленях. Но чтобы знатная дама могла себе позволить настолько отстать от моды! Да и жертвой оказалась не женщина.
Сам же эпизод больше напоминает сцену из эпохи Бакумацу. Злобные самураи Тёсю догоняют очередного чиновника сёгуната, краткий диалог хитокири со своей жертвой, извинения и… если бы на месте кареты оказался одноместный японский переносной паланкин, удар вполне бы мог достичь цели.
Но, напомню, «Роза Версаля» - анимэ не про Японию, а про начало Французской революции. И убийца, не какой-нибудь самурай из Тёсю, а Луи Леон Антуан Флорель Сен-Жюст, в прошлом - мелкий хулиган и правонарушитель, в настоящем - недоучившийся юрист, в будущем - французский революционер, самый юный из всех известных.
Следующий за сценой убийства эпизод – встреча Сен-Жюста и Робеспьера напоминает не диалог двух юристов, а беседу главы самурайского клана с выходящим из-под его контроля хитокири:
- Я не приказывал тебе убивать Мардена! Ты должен был только выразить ему протест как угнетателю крестьян!
- Я выражал, но он не только не раскаялся, но и в тюрьму обещал меня посадить! Он сам нарвался! К тому же не вы ли, сэнсэй, говорили, что вся знать – враги народа?
- Ты зашёл слишком далеко!
- В следующий раз буду осторожней…(перевод вольный, сокращённый)
Свидание это почему-то происходит в церкви. И убийства после него, разумеется, не прекращаются. В этой же 30-й серии Сен-Жюст убивает ещё одного королевского чиновника и ранит генерала Жарже, отца Оскар. Генерал, наверное, остался в живых, потому что убийца, совсем как японский самурай начала эпохи Бакумацу, с огнестрелом был не так ловок, как с холодным оружием. )))
Историки 19 века назовут Сен-Жюста ангелом смерти, архангелом террора, щегольским чудовищем. И в этом есть доля правды. Однако если за все свои 26 лет он и убил кого-то собственноручно, то только в 1790-91гг, когда был офицером Национальной гвардии Блеранкура или в 1793-94 годах, когда Конвент послал его комиссаром в раздетую, разутую, голодную и терпящую одно поражение за другим Рейнскую армию. В остальное время убивал не он сам, убивали по его приказу, следуя призывам его речей или законам, которые он принимал вместе с другими революционерами.
А всё-таки, был ли Сен-Жюст в 1789 году в Париже и, если да, то, что он там делал? Есть ли доля истины в том, что показали создатели анимэ? И почему вместо революционера они увидели хитокири?
Да, в мае 1789 года Луи Антуан Сен-Жюст действительно приехал в Париж и пробыл там всё лето. Это был второй приезд молодого человека в столицу. Но прибыл он туда вовсе не для общения с Робеспьером.
1 января этого же 1789 года чтобы разрешить правительственный и финансовый кризис, король Людовик XVI объявил о созыве Генеральных Штатов, открытие которых состоялось только 4 мая. И Максимилиан Робеспьер в то время был всего лишь рядовым депутатом от провинции Артуа, одним из 621 депутата от третьего сословия. Первую из тех сотен речей, которые позже сделают его знаменитым, он произнёс только в начале июля, поэтому Сен-Жюст просто не мог знать о его существовании.
Жаждой уничтожать врагов народа молодой человек в то время тоже не горел. Самого термина «враг народа» в лексике французских революционеров тогда ещё не было. Он извлекут его из недр римского права в 1792-93 годах, с началом террора, и официально узаконят в 1794 году. Да и сами революционеры революционерами ещё не были, ведь революция ещё только начиналась.
Так зачем же на самом деле Сен-Жюст прибыл в Париж?
История этого приезда началась три года назад. В первой половине 1786 года девятнадцатилетний Флорель окончил религиозный колледж в Суассоне, где блистал многочисленными талантами и буйным нравом. После этого он вернулся в деревню Блеранкур в провинции Пикардия, где жила его семья. Отец его умер девять лет назад. Мать и две младшие сестры жили на деньги, которые Сен-Жюсты получали, сдавая в аренду землю. Однако большая часть этих денег уходила на воспитание и образование единственного сына и наследника. В Блеранкуре Луи Антуан влюбляется в соседскую девушку Терезу Гелле, дочь известного в городе нотариуса. Любовь была взаимной, но отец девушки не захотел выдать дочь за сына «выскочки». Дело в том, что отец Флореля, Луи Жан, отставной офицер, будучи выходцем из третьего сословия, за многолетнюю службу в кавалерии получил дворянство. Но, самое главное, Сен-Жюсты были небогаты. Поэтому в июле этого же года Терезу выдали за Эммануэля Торина, наследника деревенского богача.
Если верить слухам, встречи влюблённых продолжались и после свадьбы. И, очевидно, об этом вскоре узнали. Как бы то ни было, но в августе Луи Антуан втайне от всех уезжает в Париж. С собой он прихватил пару пистолетов и всё серебро из материнского буфета. Марианна, мать Флореля, надеясь, что сын образумится и станет-таки опорой семьи, делает заявление в полицию. Блудного сына находят и, как несовершеннолетнего, а совершеннолетие в тогдашней Франции наступало аж в 25 лет, отправляют в исправительный дом. Там Луи Антуан пробудет с сентября 1786 по март 1787 года.
Заключение не прошло даром. Там молодой человек запоем читает Вольтера и Руссо. Вдохновлённый идеей общественного договора и поверив, что с помощью законов можно исправить человечество он поступает на факультет права в Реймсском университете. Но, поучившись немного, Луи Антуан решает, что карьера юриста не для него. Слишком уныло. И через год, в 1788 году, без профессии и без гроша в кармане он возвращается к матери и сёстрам.
Теперь у Флореля новая идея. Он прославится как поэт. В юности он увлекался литературой, знал наизусть Мольера и Горация. Ещё находясь в исправительном доме Луи Антуан начал писать фэнтэзийную эпическую поэму о раннем средневековье и упорно сочинял её целых два года. В ней он отдал дань всем модным тогда веяниям, энциклопедистам и либертинам. Поэма называлась «Органт», по имени главного героя, одного из рыцарей Карла Великого, короля франков. Герой этот, Антуан Органт, с двумя своими спутниками по всему свету разыскивает грешного архиепископа Тюрпена. Пока этого святого отца не найдут, войскам Карла Великого не будет победы. В пути их, и всех, кого они встречают на пути, разумеется, ждут приключения. Героические и эротические. Эротика так часто переходила в порнографию, что поэму сочли неприличной даже во фривольном 18 веке. Мимоходом в своём опусе Луи Антуан, как тогда было модно, пытался бичевать и высмеивать современные ему монархию, духовенство и нравы общества.
Подробности от человека, который читал поэму в оригинале и пересказал ЭТО здесь: catherine-catty.livejournal.com/727494.html
Поэма вышла длинной, нудной, корявой, изобиловала подражаниями, заимствованиями и прямым плагиатом из других авторов, но Флорель твёрдо решил её опубликовать. За свой счёт. Своего заработка у него так и не появилось. Неизвестно, где он достал деньги на этот раз, уговорил маму, занял, что-нибудь заложил или всё-таки заработал, но в мае 1789 года он таки отправляется в Париж и договаривается с издателем.
В манге, в конце июня 1789 знакомясь с Сен-Жюстом, Оскар всем своим видом демонстрирует, что поэму читала. А сам автор за свой неприличный опус уже находится в розыске. Предположим, что размер «Органта» где-нибудь с «Илиаду», страниц 400. Могли ли тогдашние типографии за полтора месяца не только набрать, отпечатать и переплести, но и продать не слишком удачное произведение неизвестного автора? Даже сейчас, при современных технологиях путь книги от авторской рукописи до готовой книги составляет не меньше месяца.
Скорей всего, Сен-Жюст ждал выхода книги всё лето. Покупали её неохотно. Флорель терпел убытки и, похоже, стал разочаровываться в себе как в поэте.
И тут начинаются грандиозные события.
20 июня король приказывает закрыть зал заседаний Генеральных Штатов. Король скорбел по сыну, но народу как всегда ничего не сказали. Поэтому 22 июня подозревая заговор дворян, депутаты собрались в зале для игры в мяч и дали присягу не разъезжаться по домам, а собираться до тех пор, пока не будет принята конституция.
11 июля король сместил министра финансов Неккера. В Париже начались волнения. В ответ на это в столицу были введены войска из провинций и иностранные наёмники. Народ стал вооружаться и 14 июля взял штурмом Бастилию. Героиня манги Оскар гибнет во время этого штурма.
А что же Сен-Жюст? Этим летом в Париже погибла его мечта о поэтических лаврах и началась его новая жизнь, жизнь революционера.
Он знакомится с Камиллом Демуленом, прообразом Бернара Шателе, инициатором штурма Бастилии. Говорили ли они о лицейском товарище Демулена, Робеспьере, неизвестно. Но, похоже, уезжая из Парижа, Луи Антуан начисто забыл о карьере поэта. У него уже были другие идеи. В Блеранкуре несмотря на несовершеннолетие и на то, что он как безработный не платил налогов, благодаря родственным связям он стал национальным гвардейцем. Организаторские способности, подчинение дисциплине и требование её от других сделали своё дело: за несколько месяцев Сен-Жюст достиг звания подполковника. Ему лишь 22 года, но его допускают на собрания коммуны, где он говорит зажигательные речи. Зажигал Флорель не только в переносном, но и в прямом смысле: на одном из собраний доказывая свою преданность революции, он поджёг антиреволюционную брошюру и подобно Муцию Сцеволе сунул руку в пламя. Односельчане зарыдали от восторга. Но поскольку Сцеволой Луи Антуана впоследствии никто не звал, дело, скорей всего, закончилось небольшими ожогами. )))
В июле 1790 года Сен-Жюст, как офицер Национальной гвардии в третий раз приедет в Париж на торжества, посвящённые годовщине взятия Бастилии, и увидит Робеспьера на трибуне. В этом же году он напишет будущему учителю и другу первое восторженное письмо. Робеспьер, о котором уже говорили все вокруг, ничего на него не ответит: таких писем он получал множество, и отвечать на каждое просто не было времени. Лично они познакомятся только в сентябре 1792 года, когда наконец-то ставший совершеннолетним Луи Антуан будет избран в Конвент и в четвёртый раз приедет в Париж. За оставшиеся ему два года он успеет произнести речь, обрекшую короля на смерть и спасти от разгрома Рейнскую армию; возглавить создание Французской конституции 1793 года и поучаствовать в принятии закона о врагах народа; написать закон о распределении собственности аристократов-эмигрантов среди бедных и нуждающихся и организовать аресты, суды и казни Эбера, Дантона и многих их сторонников, в том числе Камилла Демулена.
«Невозможно править и не быть виноватым», - сказал Сен-Жюст в обвинительной речи против короля. Но эти слова можно отнести и к нему самому. За свои слова и действия он ответил, хладнокровно взойдя на эшафот 27 июля 1794 года.
«…Нация сможет создать себя только с помощью горы трупов» - эти слова роднят его с японскими радикалами эпохи Бакумацу. А ещё эта его способность решительно идти на риск за идею не получая для себя никакой выгоды. Ну и конечно, образ ангела смерти. Сен-Жюст был молод и, по мнению современников, красив. Его холодность, высокомерие и всегда безупречный вид лишь добавляли ему шарма. Как солдат Национальной гвардии, он, несомненно, умел обращаться с ружьём и шпагой. В общем, полный набор качеств, благодаря которым из него можно было слепить эдакого французского Гэнсая Каваками. Так, наверное, и появились те два эпизода анимэ. Но пытаясь сблизить эпоху Бакумацу и Великую Французскую революцию, авторы анимэ не учли, что в Японии была революция самураев, военных, которым чтобы убить, не нужны документы, подписи и печати, достаточно было самого состояния войны. Во Франции же была революция юристов, которые даже под террор подводили законное основание.
Кстати, размещу здесь ссылки, чтобы не потерять:
- Сообщество «Сен-Жюст» в контакте:
vk.com/louisdesaintjust
- Список литературы о Сен-Жюсте из сообщества ВК:
vk.com/topic-90425807_34341440
- Любительской перевод 10 главы книги «Сен-Жюст и сила обстоятельств»о событиях 9 термидора:
mlle-anais.livejournal.com/124700.html
- О портретах Сен-Жюста и идеале мужской красоты в конце 18 века от автора пересказа «Органта» catherine-catty.livejournal.com/262983.html
Хитокири Флорель.
Анимэ «Роза Версаля». 30-я серия 4-я минута.
Весна-лето 1789 года. По пыльной дороге несётся карета с гербом. Её преследуют три всадника. Поравнявшись с каретой, один из них, красивый молодой человек с жестокими глазами, спрашивает сидящего внутри:
- Если я не ошибаюсь, вы – маркиз де Марден?
- Да, я Марден, секретарь государственных расходов и доходов.
- Извините за грубость, но сейчас вы умрёте.
- Что? (перевод диалога Persona99)
Всадник выхватывает шпагу, запрыгивает на крышу кареты и втыкает клинок прямо в центр крыши. Раздаётся вопль.
Картинка, конечно, впечатляющая, но…
читать дальше
Весна-лето 1789 года. По пыльной дороге несётся карета с гербом. Её преследуют три всадника. Поравнявшись с каретой, один из них, красивый молодой человек с жестокими глазами, спрашивает сидящего внутри:
- Если я не ошибаюсь, вы – маркиз де Марден?
- Да, я Марден, секретарь государственных расходов и доходов.
- Извините за грубость, но сейчас вы умрёте.
- Что? (перевод диалога Persona99)
Всадник выхватывает шпагу, запрыгивает на крышу кареты и втыкает клинок прямо в центр крыши. Раздаётся вопль.
Картинка, конечно, впечатляющая, но…
читать дальше