Основнвя продукция типографии - самоклеящиеся этикетки, поэтому неудивительно, что здесь заинтересовались историей этикетки, обёртки и упаковки. Сам музей сейчас находится в вагончике на полозьях размером с 4-х комнатную картиру, экспонатов в нём сравнительно немного и все они посвящены упаковкам разных вкусностей. Но коллекции муэея регулярно выставляются на других площадках. Так, коллекция, посвящённая войне 1812 года была в музее Мамина-Сибиряка в Литературном квартале, сейчас в библиотеке Белинского показывают коллекцию о дружбе народов, на Патриаршем подворье - коллекцию, посвящённую 300-летию дома Романовых, есть экспонаты и в музее истории Екатеринбурга на выставке советских брендов.
читать дальшеНу, для начала о шоколадках. Шоколданые конфеты придумали в конце 30-х гг Х!Х века. Раньше существовали только плитки, а теперь шоколад стали разливать в формочки и добавлять туда начинку. Поэтому первые шоколадные конфеты были фигурными. Делали их, естественно, вручную. Механиизировали это производство только к началу первой мировой войны.
К 60-м гг Х!Х века шоколадные конфеты уже были довольно широко распространены в Европе и в России. Тогда под словом "конфета" подразумевалось именно шоколадное изделие и никакое другое. Поначалу конфеты ни во что не заврачивали, поскольку бумага была очень дорогой. Все сладости (печенье, карамель, мармелад, конфеты, пряники) укладывлись в жестяные, деревянные или картонные коробки самой различной формы, на крышках которых обязательно писалось имя владельца кондитерской мастерской и, реже, название изделия. Если продукт участвовал в выставках и был награждён, изображались медали, которые он получил. Как правило с лицевой и оборотной стороны. Праздничные сладости преподносились в специальных бонбоньерках из самых различных материалов (фарфор, ткань, солома) и самых разнообразных форм. Особенно было популярно поднесение сладостей на Пасху. Считается, что именно отсюда берут начало киндер-сюрпризы, бонбоньерки в форме яйца со сладостями внутри. Поскольку такие подарки дарились не только детям, но и (что было гораздо чаще) молодым девушкам, то рядом со сладостями могли оказаться ювелирные украшения и даже духи. Дизайнеры того времени заботились о том, чтобы их изделие хранилось и после того, как конфеты были съедены, было полезно в хозяйстве и украшало интерьер. Например, на жестяных баночках могли написать "Соль", "Сахар", "Мука" и т. д. Купив несколько видов кофет, можно было стать владельцем красивого набора хозяйственной тары.
В 70-е гг появляется одноцветная печать, к концу Х!Х века - многоцветная. Одновремено удешевляется производство бумаги. И появляется это чудо - цветная обёртка и этикетка. Печатали её на немецких станках. Наши станки тоже были, но владельцы типографий предпочитали заказывать более качестванные за границей. Цветные фантики казались настолько необычными и красивыми, что сьев конфетку их не выбрасывали, а хранили, наклеивали в альбомы, менялись. Так некоторые из самых старых этикеток в коллекции были найдены при сносе дома Х1Х века. Разрушенная стена открыла тайник, в котором лежала забытая кем-то заначка и... альбом с фантиками.
Кстати, слова "фантик" в то время ещё не было. Бумажная оболочка для конфетки назывлась гордым словом "этикет".
Само собой разумеется, что есть регулярно конфеты могли себе позволить только состоятельные люди. В музее рассказывают трогательную историю про шоколадку Вася. Была такая серия маленьких (3 на 4 см) шоколадок с самыми распространёнными тогда детскими именами и с портретами детей. Дети всегда радуются шоколадкам, а уж если шоколадка одноимённая, то радость эта значительно увеличивается. Так вот, один крестьянин купил на ярмарке шоколадку "Вася" и привёз в подарок своей дочери Прасковье. (Ну не нашлось там шоколадки с именем Параша!) Девочке было лет девять и шоколадок она никогда не видела. Думала, мыльце такое маленькое, развернула, а там - шоколадка. Когда ей объяснили, что это такое, она решила это чудо не есть, а сохранить. И положила в спичечную коробку на ватку. Шоколадка пережила две войны, голодные годы, репрессии, свою владелицу и до сих пор хранится в той семье как реликвия.
Кстати, первые обёртки для больших (где-то 100-граммовых) шоколадок имели форму ромба. В центре ромба был рисунок. Это была лицевая сторона шоколадки. Края, подобно краям современных конвертов, заворачивались назад и запечатывались ярко-красной сургучной печатью. Есть в музее одна такая печальная обёртка. Безутешный отец на обёртке просит положить эту шоколадку на могилу недавно умершей дочери. То ли просьбу не выполнили, то ли ещё чего. Но обёртка осталась.
Этикетка Х1Х - начала ХХ века многофукциональна. Чего только на ней не печатали! И картины великих художников, и рекламу, и текущие события. Например, в каждой коробке конфет, посвящённых 100-летию войны 1812 года была карточка, иллюстрирующая какой-нибудь из эпизодов войны, а сами такие коробки были украшены портретами героев. Особенно популярен был Наполеон. Его печатали чаще всего. Экскурсовод рассказывала, с каким трудом они нашли коробку с Кутузовым. И, если я не ошибаюсь, именно конфетной коробке с портретом генерала Тучкова мы обязаны появлению на свет стихотворения Цветаевой "Героям 12-го года".
Во время русско-японской и первой мировой войн на шоколадках печатали фотографии военных кораблей, самолётов, военных действий, портреты героев.
Очень популярны были серии шоколадок с портретами писателей. Особенно изготовители кондитерских изделий выделяли Льва Толстого. На карточках и шоколадных обёортках он и на пашне, и среди детей, и в кругу семьи. О популярных литературных персонажах тоже не забывали. Как вам конфеты "Хаджи-Мурат"? Или "Светлана" (по Жуковскому)?
Были конфеты с загадками. Причём половина загадок явно на детей не рассчитана. Вот такая, например, весёлая: "Село заселено, петухи не поют, люди не встают." ответ. (Ответ: Кладбище.)
Также были конфеты гадательные. Гадания тоже были, в основном, трагические (измена, разлука, дальняя дорога, болезнь) с призывами уповать на бога. Поскольку ученикам гимназий запрещалось играть в карты, предприимчичвые кондитеры выпускали конфеты с картами на обёртках.
Были конфеты на которых печатали узорчики для вышивания крестиком. Они так и назывались "Канвовые".
Что касается карамели, была такая мода делать карамели на все буквы алфавита: "Абрикосовая", "Барбарисовая", "Рябиновая", "Ликёрная", "Клюквенная"...
Ну, и в заключение, о популярнных брендах. Обёртки конфет "Южанка", "Раковые шейки", "Красная шапочка", "Ласточка" начала ХХ века. Сейчас, когда есть закон о торговой марке, собиратели этикеток развлекаются, разыскивая конфеты с названиями намекающими на популярный бренд: "Птичья сласть", "Птица дивная", "Молочко любимой птички", "Пилот-снайпер", "Лётчик-пилот", "Ромашка для Наташки", "Рома + Машка", "Караван пустыни", "Дозор Буревестника", "Красавица Му-Му", "Герасим и Му-Му"...
Под конец экскурсии вспомнился Блок с его Катькой из поэмы "Двенадцать". Обложки шоколада "Миньон", который эта особа, пардон, жрала, здесь тоже были. 
Адрес музея.Адрес музея: г. Екатеринбург, ул Шефская, 2г / 4.
@темы:
ночь музеев,
прекрасное, но не моё
Ой, как сладкого захотелось...
Мало того, что оно интересно само по себе - так по рассказу словно в музее побывала )
Чем и хорош настоящий, а не виртуальный музей, тем, что мне на прощание по случаю дня музеев надавали разных рекламных календариков. И ещё гадательную конфетку впридачу. По вкусу это был "Огненный (читай: Красный
Glaubchen, Пожалйуста. Теперь вот фанфик придётся переписывать. В соответствии с исторической правдой.
И сразу вспомнилось, как мы в школе собирали обертки и вкладыши от импортных жвачек, когда они только-только повились )) Тоже в альбомы и тетрадки наклеивали! Но нетронутую жвачку в спичечной коробке наверное никто не хранил ))
Дети тогда какие-то более... выдержанные что ли были. Меня до сих пор восхищают литературный Гаврик из "Белеет парус одинокий", который целый день таскал в кармане леденец на палочке для сестрёнки и реальная блокадная девочка которая в самое голодное время сохранила свои 125 грамм хлеба. Для потомков. Хлеб в голодное время это не шоколадка какая-нибудь! Я бы, наверное, не выдержала, съела...
Да, я помню, лет в 10 копила пивные и газировочные этикетки. Дома ничего этого не пили, я тайком отдирала их в магазине со сданной пустой тары.
Один из моих "подвигов" уже в солидном возрасте - покупка недешёвой шоколадки "Hеro". Вкус вполне соответствовал названию