Источники:
- М.В. Успенский, Самураи восточной столицы.
- Осараги Дзиро, Ронины из Ако или повесть о сорока семи верных вассалах.
www.rulit.net/books/roniny-iz-ako-ili-povest-o-...1) Белый тругольный узорчик на чёрных хаори, в которые одеты ронины на гравюрах Куниёси называется "ямамити", горная дорога. Или "дандара", ступеньки, уступы.
Видимая часть подкладки на всех этих гравюрах была, между прочим, голубой (символ самурайской самоотверженности и готовности помереть за и во имя), невидимая часть (в районе плеч, груди и живота) - красной.
А в реальности никакой формы у ронинов не было, поскольку подготовка к нападению была тайной. Пошив формы - хороший способ выдать свою численность. Каждый сражался, в чём ему было удобно. Единственное общее для всех - широкая белая лента тасуки, чтобы в темноте различать своих.
Для этого же был придуман пароль "Гора" и отзыв "Река".
читать дальше2) После убийства Киры всех ронинов разделили и передали под опеку 4-х даймё. В эдосских резиденциях их кланов они жили до дня казни. Там же, в этих резиденциях, они и совершили сэппуку.
Сначала сформировали группу, отходившую к князю Хосокаве Цунатоси Эттюноками, владельцу замка Кумамото в Хиго. В нее вошли семнадцать человек: Оиси Кураноскэ, Ёсида Тюдзаэмон, Хара Соэмон, Катаока Гэнгоэмон, Масэ Кюдаю, Онодэра Дзюнай, Хорибэ Яхэй, Исогаи Дзюродзаэмон, Тикамацу Канроку, Усиода Матанодзё, Томиномори Сукээмон, Акахани Гэндзо, Яда Гороэмон, Оиси Сэдзаэмон, Хаями Тодзаэмон, Хадзама Кихэй и Окуда Магодаю.
В следующую группу, отошедшую к князю Мацудайра Саданао Окиноками, владельцу замка Мацуяма в Иё, вошло десять человек: ОисиТикара, Хорибэ Ясубэй, Накамура Кансукэ, Сугая Ханнодзё, Фува Кадзуэмон, Тиба Сабуробэй, Окано Кинэмон, Кимура Окаэмон, Кайга Ядзаэмон и Отака Гэнго.
В группу, отошедшую к князю Мори Цунэмото Окиноками, владельцу Тёфу в Нагато, вошли Окадзима Ясоэмон, Ёсида Саваэмон, Такэбаяси Тадасити, Курахаси Дэнсукэ, Мурамацу Кихэй, Сугино Дзюхэйдзи, Кацута Синдзаэмон, Маэбара Исукэ, Хадзама Синроку и Онодэра Коуэмон.
И наконец, в последнюю группу, отходившую к князю Мидзуно Кэммоцу Тадаюки, владельцу замка Окадзаки в Микаве вошли девять человек: Масэ Магокуро, Хадзама Дзюдзиро, Окуда Садаэмон, Ято Эмосити, Мурамацу Сандаю, Кандзаки Ёгоро, Каяно Васукэ, Ёкокава Кампэй и Мимура Дзиродзаэмон. Клану Мидзуно тоже предполагалось поручить десять человек — недостающим оказался Тэрадзака Китиэмон. О нём немного позже.
Все четверо даймё по-разному относились к пленникам. Даймё Мацудайра и Мори с самого начала относились к ним, как к заключённым и обращались соответственно. Разместили в бараках, которые Мацудайра огордили колючнй проволокой, а Мори поставили высокий забор и часовых. Арестантам запретили брить лоб и бороду, ножницы, пинцеты и прочие предметы первой необходимости им выдавали только по просьбе, а затем сразу же отбирали. Все свидания и писание писем запретили. Говорят, ронины безропотно подчинялись правилам и запретам.
Даймё Хосокава воспринимал пленников как почётных гостей. С первого дня им выделили хорошую комнату, потом разделили на две партии, отделив пожилых от более молодых. Их вкусно и много кормили, меняли одежду, давали книги, а старикам даже очки, предоставляли другие развлечения. Тайно, но всё же переправляли их письма. Во время купания перед каждым меняли воду. Когда ронины из скромности (или оттого, что новая вода долго нагревалась?) отказались от этого, воду стали менять после трёх-четырёх человек.
3) После завершения нападения на дом Киры по приказу Оиси асигару Тэрадзака Китиэмон Нобуюки скрылся с места происшествия. Позже он уехал в Хиросиму, где жил у Дайгаку, младшего брата покойного князя Асано. Искать его по незначительности никто не стал. Он дожил до 83-х лет, был прощён сёгуном и написал два сочинения о событиях, в которых участвовал. Похоронят его вместе со всеми, на кладбище Сэнгакудзи.
4) Несмотря на то, что лишь один из 47-ми ронинов, Хорибэ Ясубэй имел реальный боевой опыт, только пятеро из нападавших получили ранения, причём все ушли с поля боя на своих ногах. Со стороны воинов Киры было 16 убитых и 20 раненых. Убитыми были в основном люди клана Уэсуги, которые не любили Киру, но были приставлены защищать его и до конца выполняли свой долг.
5) Наследника Киры Сахэё (усыновлённый Кирой Ёсинакой внук, сын его дочери и Уэсуги Цунанори) за то, что не уберёг приёмного отца и струсил во время боя, и всех его самураев, кроме тех, что были ранены, приговорили к смертной казни. К наказанию также приговорили Уэсуги Цунанори и его сына, за то, что позволили людям Асано добыть и унести голову Киры. Но они опять воспользовались своими связями при сёгунском дворе и сохранили себе жизнь. Сахэё сослали, его клан расформировали, а Уэсуги отделались сокращением земельных владений.
6) Голову Киры, которая несколько дней пролежала на могиле князя Асано, по приказу смотрителя храмов и кумирен Абэ монахи Сэнгакудзи передали родственникам под расписку. (...получены: почтенная голова, 1 штука...)
7) В городе Кира, владениях князя Киры, был музей Киры Кодзукэносукэ Есинаки, где рассказывалось о том, каким хорошим, утончённым и правильным он был, а потом появился провинциальный варвар Асано и всё испортил. Может, именно поэтому город, точнее, посёлок Кира с 1 апреля 2011 был ликвидирован и вошёл в состав города Нисио.
8) При отходе из усадьбы Киры Оиси приказал погасить все свечи и жаровни, чтобы не случилось пожара. Они-таки поработали пожарными. 
9) После штурма особняка Киры ронины обратились к монахам храма Экоин дать им временный приют, но те решили перстраховаться и не пустили их. Голодные, замёрзшие с мокрыми ногами (снег начал таять) люди шли ещё три часа до храма Сэнгакудзи. Там их не только обогрели и накормили, но также дали вымыться и уложили спать.
10) Право на месть имели, оказывается, только непосредственные вассалы. Кэраи, то есть васссалы вассалов, к мести не допускались. На этом основании от штурма отстранили Дзиндзабуро, слугу Сикамацу Канроку, который до последнего был со своим господином и даже принёс всем лепёшки и мандарины, чтобы утолить голод. После Дзиндзабуро пострижётся в монахи и станет сторожем могил сорока шести.
читать дальше
читать дальше
Обязательно унесу
Это Успенский, не я... Утаскивайте на здоровье!
а давайте на "ты"...
Меня на "ты" можно. У меня это самое "ты" не всегда получается.