воскресенье, 02 марта 2014
Сходила-таки.
Может, кто-нибудь когда-нибудь убедит меня в том, что фильм гениальный, но, я пока не увидела в нем ничего такого, на что бы стоило потратить целых 15 лет жизни.
Ругательно-спойлерное. С технической точки зрения, имхо, на всё про всё хватило бы полгода. Здесь нет ни сложной компьютерной графики ни других оригинальных изысков, подчёркивающих индивидуальность мира планеты, как это было в "Звёздных войнах", "Аватаре" или даже в "Обитаемом острове".
Обстановка.
Загадить до такой степени берег вполне можно за неделю, сортир типа "очко" в местном стиле в одиночку возвести - два часа ровно (лично проверяла). Декорации? А что, кроме гнилого дерева и каких-то полуразрушенных халуп там ещё что-то серьёзное есть? Костюмы? Стилизация под позднее европейское средневековье с разными вкраплениями. Под конец кто-то там даже в доспехе эпохи Сэнгоку разгуливает. Оружие? Такое ощущение, что собрали всё, что имелось на складе. Наряду с высокотехнологичными фламбертами какие-то допотопные гладиаторские ковыряльники и S-образные ножички из индийских кинофильмов. И где знаменитые топоры серых? Нет! Режиссёр посчитал нужным заменить их на маловразумительные копья. Реквизит к "страшным" сценам? "Трупы" висят так, что в половине случаев невооружённым глазом видно, что это - чучела и манекены. Единственно, пожалуй на что ушла бы масса времени, это найти такое количество мерзких рож для одной картины. Ни одного нормального лица! А единственное, что прикольнуло, так это местные зонтики.
Сюжет и основная идея.
Чисто формально Герман вроде бы придерживается сюжета. С той разницей, что герои Стргацких прилетают на планету, чтобы просто понаблюдать за миром средневековья. Ни о каком Возрождении речи не идёт. Но если персонажи Стругацких при всех обстоятельствах остаются людьми светлого будущего, то герои Германа быстро оскотиниваются до уровня местных жителей.
Все основные диалоги (Румата - Рэба, Румата - Будах, Румата - Арата) тоже вроде бы присутствуют. Но мало того, что их жестоко обкорнали и переиначили, они буквально тонут в людской толкотне, дерьме и грязи. Например, знаменитая беседа с доктором Будахом о том, что бы он посоветовал богу, снята так, что непонятно, что же всё-таки режиссёра интересует больше, мнение доктора, самые главные и пронзительные слова этой книги, или его безуспешные попытки опорожнить мочевой пузырь.
Основная идея фильма вроде бы заключена в словах "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные", которые в конце фильма в качестве назидания сидящий в грязной луже Румата говорит незадачливому теоретику дону Кондору. Но какие серые? Какие чёрные? Ни тех, ни других среди толкотни и грязи я не разглядела, и что что-то кардинально поменялось в ходе фильма тоже не заметила.
Гораздо больше запомниась бесконечно повторяемое Руматой слово "воняет" и его бесконечные белоснежные носовые платки из ниоткуда появляющиеся и исчезающие в никуда. И раздражающий джаз-з-з в его же исполнении.
Герои.
Ни одного светлого персонажа! Не только среди книгочеев и умников. Даже среди землян.
Благородный дон Румата. Ну какой, к чёрту из престарелого Ярмольника благородный дон! Из Стругацких мы помним, что основная примета, по которой его опознавали - массивный золотой обруч с кинокамерой, объектив которой был замаскирован под драгоценный камень. У здешнего Руматы никакой кинокамеры нет. Не нужны никому его наблюдения. Поэтому на лоб ему присобачили нечто вроде миниатюрного мужского достоинства, нефритовый стержень длинный, торчащий как рог кристалл хрусталя и кинтама два золотых шарика. Фехтовального искусства и знаменитой веерной защиты от него тоже не ждите. В фильме нет ни одной боёвки, единственно, что он умеет - ломать носы и хвастаться о том, что отрезал больше 300 ушей. Ходит по жизни полупьяный. Один из двух его мечей точно фламберг, но его никто за это не преследует. Гораздо больше толпу волнует то, что он - рыжий. Ах, да. Книжный Румата все убийства совершил в состоянии аффекта. Этот же спокойно надевает доспех, бормочет "Господи, останови меня!" (Человек коммунистического будущего!) и, очевидно, так же хладнокровно режет. За кадром.
Барон Пампа.Тут артист по габаритам вроде бы подходит, но какой-то слишком вялый для барона. Местный вариант вертолета на холостом ходу - это всего-навсего банальное раскручивание меча за петельку. Самый велиий из его фехтовальных подвигов - рубка одноручным фламбергом высокотехнологичного туалетного стульчака со смывом. Рёва атомного ледокола в полярном тумане вообще не было. Не знаю, чем Герману не понравилась эта авторская сцена спасения Пампы из застенков, она вполне бы подошла под общую стилистику. Учитывая, сколько народу в фильме беззастенчиво разгуливает в чём мать родила, как-то даже странно, что на Пампу решили накинуть рубашку. И убили его почём зря, хотя Стругацкие на его жизнь не покушались.
Кира. Вот, кто меня разочаровал. Обычная вульгарная девица с железным поясом верности на чреслах. Который, если очень хочется, можно взломать ломиком. И заниматься любовью на глазах у всех. Какие там сказки о прекрасной Земле! Какие там глаза, глядящие с ужасом и надеждой! Нет ничего! Впрочем, местному Румате она вполне подходит. Убивают её тоже не по канону, страннейшим образом - в затылок. И благородный дон никак особо на это не реагирует.
Дон Рэба Не орёл. И Руматы с самого начала боится. Почему - непонятно. И вообще, лучший Рэба - это Александр Филиппенко!
Арата. Вместо фанатичного борца за свободу - хладнокровный уркаган, никаких симпатий не вызывающий. Которого тоже непонятно зачем в конце убивают, как и отца Кабани и прочих.
Чего я хочу.
Хочу нормальную экранизацию с бережным отношением к тексту Стругацких. Со стругацкой романтикой и юмором. Не нужно мне оправданий "Так хреново было в истории и мы эту грязь хочем воспроизвести." Для живописания клозетов и голых поротых задниц существуют другие жанры.
Хочу людей, на которых можно будет любоваться. Людей, остающихся людьми в любых обстоятельствах.
Хочу приключений, в которых экшн будет не ради экшна, а ради высокой цели.
Хочу наконец, чтобы Румата был молодым и красивым и прекрасно владел мечом.
И, надеюсь, это когда нибудь будет.
Кстати, был почти полный зал. Возраст от 18-ти до пенсионного. 3 часа дня, в мультиплексе было ещё 11 других залов, было из чего выбрать. Блюющих по ходу действия замечено не было. Особо не от чего. Некоторые даже умудрялись жевать попкорн и мороженое. Человек десять с сеанса ушло. Остальные досидели до конца. Особых восторгов по поводу гениальности опуса тоже не наблюдалось.
@темы:
фильмы,
книжки
Я заранее ждал жанра "говнореализм", но чтоб настолько - не, не ждал...
я, честно говоря, фильмы Германа вообще не очень перевариваю, а в данном конкретном случае все так много говорили об уникальности и гениальности, что разочарование и обида за любимую книгу еще жестче
Ох, золотые слова!
Ну почему, ПОЧЕМУ всё, что берётся под экранизацию Стругацких, так "ПЕРЕОСМЫСЛИВАЮТ" (аж плеваться хочется)?! (((
ы честно посмотрели, спасибо за этот подвиг, и вы меня уберегли.
Вот да. Теперь не пойду точно. Верю Умэматсу-доно по рецензиям на другие фильмы
А тут пока что желание смотреть убито напрочь БОЛЬШИНСТВОМ рецензий - что ругательных, что хвалебных.
То, что сняли - НЕ Стругацкие, точно так же, как не был "Сталкер". (((
Umematsu,
Спасибо большое! Реально уберегли от напрасной траты времени - ни секунды сомнения, что понравиться такое не может.
Этот же спокойно надевает доспех, бормочет "Господи, останови меня!" (Человек коммунистического будущего!) и, очевидно, так же хладнокровно режет. За кадром.
Каннон милосердная. Стругацкие должны мучить кошмарами всех "авторов" до последнего дня, а лучше - и после. Справедливо получится.
Хочу людей, на которых можно будет любоваться. Людей, остающихся людьми в любых обстоятельствах.
Хочу приключений, в которых экшн будет не ради экшна, а ради высокой цели.
ППКС. Крупными буквами, алым пламенем.
Люди Полудня не обязаны быть красавцами внешне, но вот ЛЮДЬМИ ПОЛУДНЯ, верными своим принципам и идеалам, обязаны оставаться ВЕЗДЕ.
И Стругацкие, имхо, верили, что такие люди есть, и что однажды их будет большинство, если не все.
А если НЕ верить, то как-то и жить незачем: "вечность в морально вечном арканаре" -убийственная перспектива для человечества....
Лэй Чин, "копрограйндхаус" )))
То, что сняли - НЕ Стругацкие, точно так же, как не был "Сталкер". (((
okichi, если не ошибаюсь, Тарковский работал вместе со Стругацкими над сценарием, и они вроде говорили, что "Сталкер" начинается там, где кончается "Пикник".
Работали вместе, но Б.Стругацкий в каком-то из интервью сам говорил, что они хоть и разрешили всё перекроить, и помогали делать сценарий, н овсё же сама изначальная идея "Пикника" и "Сталкера" отличается критично. Т.е. сами Стругацкие хотели совсем не того, что вышло у Тарковского... не безнадёжности.
Не вспомню сейчас, где именно читала, чтобы источник привести ((((
Да, там всё было честно. Поклонников творчества АБС не заманивали ложными обещаниями изначально, как здесь получается. (
А тут все рецензии, что положительные,что отрицательные, все сходятся на том, что фильм о грязи и дерьме...
Главное, что я, к примеру, (прочитав кучу рецензий обоего толка) так и не увидела главного - а основная-то идея фильма о чём?
У Стругацких оно, имхо - о праве на вмешательство (как, впрочем, многие их книги цикла "о людях полудня") и о надежде ВОПРЕКИ безнадёжности.
ПОэтому - планета средневековья, поэтому - инферно страданий.
Чтобы показать - нет, это не безнадёжно и "не не нужно", в этом горниле и рождаются зачатки того самого светлого будущего, в котором живёт Румата и остальные. В инферно УЖЕ есть Будах, УЖЕ есть Кира... это надежда Арканара.
"У человечества тоже были довольно-таки грязные и кровавые пелёнки" (с)
А в фильме, по ходу, получилось, что грязь и дерьмо демонстрируют ради достоверности изображения грязи и дерьма...
Конечно, чтобы судить объективно, надо бы всё же посмотреть... но беда в том, что по рецензиям откровенно не хочется(((
Слушая сегодня программу "Время", кажется, поняла, на что ушли эти 15 лет. Молоденькая журналистка, которая, судя по её комментариям, романа в глаза не видела, с восторгом рассказывала как Герман добивался от найденных им людей с босховскими физионимиями (в основном, тюремных сидельцев и обитателей сумасшедших домов) сделать в кадре то, что ему было нужно.
зато, если Вы сходите туда, вы будете честно ругаться со знанием дела.
И, кто знает, может быть, Вам удастся найти то, чего почти никто ещё не нашёл, смысл всего этого действа.
Вряд ли в состоянии "всё противится" можно добиться от отвращающего душу объекта какого-либо понимания...
okichi, видимо всё-таки не стоит. Мне вот интуиция (и виденные отрывки) говорят, что фильм ооочень на любителя, причём не на поклонника АБС. Критики и киноведы вроде как называют фильм гениальным, но я дилетант и серая масса, меня и квадрат Малевича не впечатляет.))
Квадрат Малевича меня впечатляет постольку-поскольку, потому что для меня он кажется чем-то вроде закрытого окна, через которое все же пробивается свет. Ну я вообще слегка того-сь, тронутая))) СПГС в полном расцвете. Ну и Черному квадрату плюс то, что он довольно-таки опрятный, а в контексте авангарда даже красивый.
А вот "Трудно быть богом" в таком виде впечатляет со знаком минус. Но когда-то все же надо собраться и посмотреть, сцепив зубы. Потому что иначе получается "Пастернака не читал, но осуждаю,,,". А это не очень хорошо. Хотя, если не ошибаюсь, нечитавшие Пастернака осуждали все же не роман, а то, что Пастернак его напечатал за границей.