Разумеется, все фанаты Сэнгоку знают, что Кэнсин был монахом и фанатом Бисямонтэна. Но тут мне как-то пришлось задуматься над тем, к какой же будийской школе он принадлежал.
К счастью, японские поклонники Бога Войны бродя по кэнсиновским местам в префектуре Ниигата задумывались над этим ещё раньше меня. Здесь:
detail.chiebukuro.yahoo.co.jp/qa/question_detai... и здесь:
detail.chiebukuro.yahoo.co.jp/qa/question_detai... они уже задавали этот вопрос.
Мне оставалось только поскипеть мозгами и узнать, что им ответили.
читать дальше С 7-ми до 14-ти лет Кэнсин жил и учился в семейном храме Ринсэндзи ( 林泉寺 ) на горе Касуга. Сейчас это префектура Ниигата, город Дзёэцу. Храм принадлежал дзэнской школе Сото. Наставником мальчика был настоятель храма Тэнсицу Ко:ику ( 天室光育 ,1470-1563). Позже из-за враждебных отношений домов Уэсуги и Ода, 93-летний монах будет вынужден покончить жизнь самоубийством. Пишут, что случилось это не без участия Нобунаги.
Кэнсин был очень привязан к семейному храму. Когда он жил там, он носил имя Торатиё. Но это имя не было характерным для школы Сото. Имя было дано при участии матери, Торы-годзэн, глубоко верующей женщины и, как я поняла, типично оно было для тантричекой школы Сингон. Тут можно вспомнить, что бодайдзи (фамильный храм-усыпальница) Токугава, в которой покоятся два первых сёгуна, находится в седце школы Сингон, на горе Коя. И что детские имена его самого, больше половины его сыновей и части внуков содержали иероглифы "тиё" (Такэтиё,Токитиё, Матиёмару, Титиёмару, Мацутиё, Сэнтиё...)
Приехав в Киото, Кэнсин практиковл медитацию в храме Дайтокудзи ( 大徳寺 ) на горе Рю:бо:. Храм принадлежал дзэнской школе Риндзай. Здесь его наставником был выходец из Оми Тэссю: Со:кю: (徹岫宗九 , 1480-1556). После духовных практик в храме Дайтокудзи Кэнсин принимает монашеское имя Со:син ( 宗心 , гы, первая половинка может читаться "мунэ", как у всяких там Датэ, а последняя, как у Химуры). Вообще-то, как нам объясняли, хо:мё: ( 法名 ) не обязательно монашеское или посмертное имя, как пишут в словарях. Такое имя берёт себе человек, который понял, зачем он живёт.
Любимым божеством Кэнсина был Бисямонтэн. Все знают, что первый слог его имени, "би" ( 毘 ) был на знамени Дракона Этиго.
Разновидность божества, которому он поклонялся, называлась То:хацу (или То:хати) Бисямонтэн ( 刀八毘沙門天 ). Имя примерно переводится как "Бисямонтэн с восемью мечами". Бисямонтэн с мечами изображается с тремя головами и десятью руками или с четырьмя головами и двенадцатью руками. Он восседает на льве и, размеется, держит в руках 8 мечей. Над его головой часто изображают Нёрай (Будду Тахтагату). Вероятно, образ этот произошёл от более привычного Тохацу (без удлиннения о) Бисямонтэна ( 兜跋毘沙門天 ), изображения одноголового божества в шлеме, похожем на корону и с колесом сансары над головой. Многие полководцы эпохи Сэнгоку считали То:хацу Бисямонтэна своим защитником и покровителем. Но в ранней буддистской школе Тэндай это божество считалось символом одной их четырёх сторон неба, а конкретно - севера.
В последние годы жизни Кэнсин посвятил себя школе Сингон. В Конгобудзи ( 金剛峰寺 ), главном храме школы Сингон, расположеном на горе Коя он прошёл церемонию тэнбо:кандзё ( 伝法灌頂 ), в ходе которой священнику, прошедшему обучение на горе Коя, присваивается титул адзяри и от наставника Кё:танэ ( 清胤 ) получил звание гондайсо:дзу. (Второй уровень второго ранга в японском буддизме, en.wikipedia.org/wiki/Sōkan ) Значит, имя "Кэнсин" и монашество (?) он принял в рамках школы Сингон (1561 (?)) ?
Как видим, внимание Кэнсина делили между собой целых четыре школы. Но вот к чему он точно не принадлежал, так это школа Нэмбуцу (Дзёдо).
))
Кстати, Такэда Сингэн в этом отношении был более постоянным. Риндзай - и никаких гвоздей!
@темы:
история,
сэнгоку дзидай,
буддизм,
Уэсуги Кэнсин,
чайник лезет в дебри
читать дальше
Так что я думаю, что тут все достаточно ясно - посвящения принимал в сингоновских храмах, служил сингоновскому божеству (хотя, конечно, не только Сингон любит покровителей направлений), ранги принимал от сингоновских наставников. Сингон, имхо, однозначно.
Ну, я за что купила, за то и продаю, понятие "критика источника" с моим знанием языка пока ещё не работает. Хотя иногда на этом сайте встречаются очень интересные и информативные ответы.
1) В монастырь, разумеется Такэтиё никто не сдавал. Но согласитесь, ведь даже в обычной школе разные учителя объясняют одно и то же по-разному. И одни и те же истины например, у православных, католиков и протестантов могут отличаться. Иногда даже очень.
И здесь, имхо, тоже. Цель - одна, но средства... Поэтому и Дзэн, и Тэндай (если он был) наверняка отложили хоть какой-то отпечаток.
2) "Кэнсин" однозначно монашеское имя. Потому что только к нему одному, помимо всяких прочих "на", применялось сочетание, переводившееся как "имя обета". Вылетело, где я его видела. К имени "Со:син" оно не применялось. Поэтому, как я писала, последнее может и не быть монашеским, а просто означать какую-то степень приближенности к истине.
3) По Бисямотэнам. А различия в написании имён роли не играют?
Может, действительно, в изображении должно быть восемь каких-то предметов, мечей, спиц...
1) Герб семьи Нагао. Считается. что он связан с Бисямонтэном.
2) Мон храма Дайтокудзи.
1. да конечно! Тут никто и не спорит. Просто учиться при монастыре и давать какие-то обеты - два совершенно не включающих друг друга понятия. Ну, был рядом удачный монастырь, ну сдали ребенка школярствовать.
По поводу наложили отпечаток - даже патриархи школ порой "блуждали" из школы в школу, никому не мешало. Особенно дзэнские)
2. Не, тут немного не так. Имя в монастыре (храме) дают по поводу чего-то: просветление настигло, какой-то из обетов дал, ступил на Путь - вот таких типа поводов. Потом человек получит полное просветление, например, и поменяет имя. Но человек был должен сделать что-то буддийское, как-то приблизиться именно к буддийской общине. Обеты бывают разные. Мне кажется наиболее вероятным, что это был первый постриг, Кэнсин пообещал следовать Пути буддизма (что, в принципе, косвенно подтверждается историей - когда к нему пришли просить возглавить клан Уэсуги, он уже мотивировал тем, что он ступил на путь и ему не до всяких там кланов)
3. В случае Тобацу Бисямонтэна (или Тамонтэна) считается, что нет. Там есть три (кажется) варианта написания этой формы, все они равнозначны. Часть культа есть на Кюсю, часть киотская, третья где забыла (но не Кэнсиновский север точно). Считается в общем, что если он в составе Ситэнно - он Тамонтэн, если сам по себе - Б или ТБ.
Тобацу: 兜跋毘沙門天, Тохати (защитник столиц и предотвратитель иноземных вторжений): 刀八毘沙門天, также 光明大王 Комёдай о (Великий светлый царь), также 深沙大将 (Великий генерал (полководец) пустынь) - это все названия одной формы. (нашла, не три, а четыре, хы).
Мантра: Наму Тобацу Бисямонтэн - просьба о подчинении демонов и изгнании врагов.
Кстати, самой "тантрической" считается форма Бисямона, когда он входит в число 12 Дэва (Дзюнитэн), потому что они охраняют 12 направлений в миккё. И именно таким его тулят в мандалы со звездами и т.п.
Три магатамы - что угодно: небо-земля-человек, например. Три уровня ступы хокёинто: земля-вода-огонь? Я тут даже не берусь предположить. В первом случае явно отсылка к культу 9 Светильников, учитывая расположение, т.е. Светильники еще "догрузили" смыслом стартовой триады
это был первый постриг
То есть, независимо от того, собираются после жить в миру или нет, это называется постриг и голову всё равно бреют?
Наму Тобацу Бисямонтэн
Значит, Кэнсин, собирающийся подраться с Сингэном будет повторять эту формулу, а не как в фильме стандартную "
Ом, Бисямон и так далее совака"ом, бэйсираманая совакаПересмотрела "И небеса, и земля". Фильм начинается с трёхглавого и десятирукого Бисямонтена. И это из тех, что я видела, пока единственный фильм, где на хата-дзируси Кэнсина было написано "Тобацу Бисямонтэн".
А должен быть 12-рукий и 4-ликий. Два и одно не видно из-за ракурса?
С головами сложнее. Там действительно, ракурс.