понедельник, 26 января 2015
Не могла не утащить несколько кадров из сериала "Фурин Кадзан".
Вот он
а,
фляжка из нержавейки, походный кубок Тигра Этиго. С цветочками.
Made in China, династия Мин (1368-1644). Материал - золото и перегородчтая эмаль. Вместимость 2-3 го (1 го = 0,18 литров).
Хранится в городе Ёнэдзава, префектуры Ямагата в святилище Уэсуги, где фотографировать нельзя. Поэтому туристических снимков артефакта в интернете не наблюдается. Иногда её выпрашивают поснимать на исторические передачи или на документалку после очередной серии дорамы.
читать дальше
Называется такая ёмкость "бадзё:хай" ( 馬上杯 ) то есть "чаша для сакэ (которую употребляют) при езде на лошади".
В отличие от обычных и почти плоских сакадзуки, которые ведут своё происхождение от раковин двустворчатых моллюсков вроде мидий, устриц и гребешков, у чаш бадзё:хай высокие края, чтобы при движении не расплескать драгоценный напиток. А ещё у них есть ножка, за которую её удобно держать. Ножки бывают цилиндрические, в форме усечённого конуса, а также похожими на ножки обычных европейских фужеров. Некоторе чаши по форме почти не отличаются от них.
Деньги на забугорное золото и тем более на перегородчатую эмаль были не у всех. Поэтому чаще всего бадзё:хай делали из обычной глины. Вот например здесьздесь www12.ocn.ne.jp/~ryubido/bajyouhai.htm копию княжеской чаши для фанатов под названием "Сон одной ночи"
сделали из обычного фарфора, а рисунок на ней, похоже, нанесён с помощью переводных картинок. переводных картинок. Есть такая техника у художникив по керамике: на прозрачную плёнку наносится узор специальными керамическими красками. Во время обжига плёнка сгорает, а краски закрепляются на поверхности изделия. Что касается размеров, то имхо, фанатская чаша несколько меньше оригинала: в неё входит всего 300 мл жидкости. И ножка у неё мала не только для мужской руки, но и для женской.
Словом "бадзё:хай" называли не только чаши для сакэ, но и чайные чаши с ножками. Чайные чаши подобной формы обычно использовали на мероприятиях, связанных с лошадьми или в дни Лошади.
Кстати, в сериале "Знамёна самураев", как и в случае с доспехом Кэнсина, использовали не точную копию предмета, а нечто близкое к оригиналу. Вот кадры, где появляется чаша. 46-я серия, середина марта 1561 года, первая осада Одавары, крепости Ходзё. Нагао Кагэтора в полном одиночестве занимается распитием спиртных напитков в 60-ти метрах от стен вражеской цитадели.



Красиво. Но возникает вопрос, было ли что-нибудь подобное на самом деле. Оказывется, было. Яповикиja.wikipedia.org/wiki/小田原&...(1560年 ) ссылаясь на два источника два источника, "Мэйсё:гэнко:року" ( 名将言行録 ), "Книга о словах и делах знаменитых полководцев", написанную уже в 1854-1867 годах, и 松隣夜話 , чтения названия и сведений я пока не нашла сообщает следующие сведения.
Однажды в полдень во время осады Одавары привязав лошадь на берегу лотосового пруда (о, там ещё и лотосы были!) и развернув привезённый с собой о-бэнто, Кэнсин стал обедать (точнее, принимать второй завтрак
) под самым носом у защитников Одавары. Когда самураи Ходзё увидели это, 10 воинов из отряда стрелков прицелились и дали по нему два залпа из ружей. Пули задели (другой вариант перевода: пробили) наплечники доспехов (содэ), но в Кэнсина не попали. Говорят, что в этой обстановке Кэнсин выпил три чашки (или три рюмки, там между прочим слово "сакадзуки" используется) чая (а вы что подумали, там правда было слово "чай"!
) и спокойно продолжал есть. Что было после того, как он наелся, не сообщается.
Доспехи на нём, скорей всего, были уже на основе варварской кирасы. Потому что воплощение ты или нет, доспехи харамаки, пули всё равно пробивали.
Реквизитную чашу ещё раз использовали через два года в фильме "Небеса, земля и люди" ("Тэнтидзин").

Ещё один довольно интересный вопрос, о сезонности обеих чаш. В предмете, который используют круглый год, должен быть намёк хотя бы на три сезона. Не знаю, было ли это так для китайских мастеров и изображали ли они конкретные цветы или просто узор, но в оригинальной бадзё:хай золотой круг может символизировать Луну. Это август-сентябрь. Голубой фон, может быть, воду. То есть лето или осень. Или всё-таки снег? По цветочкам. Нечто хризантемоподобное. Поздняя осень. Вьюнок или колокольчик. Лето. Возможно, кто-нибудь ещё чего-нибудь видит.
Что же касается реквизита, то на нём точно хризантемы. То есть чаша с осенним узором. Это притом, что осада Одавары происходит весной, а поход на Канто во время которого Тэрутора узнаёт о гибели Нагао Масакагэ - в конце лета. Мог ли Тайра но Кагэтора позволить себе такое несоответствие? Вряд ли. Хотя, если не думать о сезонности, хризантема - символ императорского дома и долголетия.
@темы:
прекрасное,
история,
сэнгоку дзидай,
Уэсуги Кэнсин,
фильмы,
материальная культура
только вот, имхо хризантемы он мог себе позволить ну совсем не в привязке к Императорскому дому :3 потому что к этому цветку и другие коннатации имелись, гораздо более старые
я думаю (если брать за базу идею о внесезонности, конечно), что хризантемы могут быть просто пожеланием здоровья и долголетия.
но тут встает вопрос с Сингэновой чашкой - раз эта штука такая редкая, вряд ли было деление по сезонам или что-то в этом роде. тут, скорее, может сработать принцип "что
укралдосталось - из того и пьешь". вот и у Сингэна чашечка в цветочек, абсолютно летне-весенняя)))*пошла отжимать у матери конфетницу, практически ничем не отличающуюся, кроме размеров*
Glaubchen, спасибо.
ahotora, а хотя бы приблизительную наводку на сингэновы цветочки можно? Где оно такое может лежать? Запрос "Такэда Сингэн но тяван (сакадзуки, бадзё:хай)" не сработал.
Если получится, про кэнсинову ёмкость можно спросить у мастера чайной церемонии из японского клуба, она как раз нам лекцию про сезонность недавно читала.
А конфеты не жалко? Я бы не отдала!
а вы мне кандзями это сингэново не кинете? или скриншотом с кандзями?
я бы в наш клуб кинула, но наш чайный клуб пока недоступен до начала марта, и там такие "спецы", что я сомневаюсь в ответе(
в смысле, как выглядел запрос?
武田 信玄 の茶碗 ( 杯 ; 盃 ; 馬上杯
То что в скобках поштучно ставила после "но". Иногда "но" выкидывала.
Но если она тоже хранится там, где нельзя снимать... Кэнсинову тару я видела только в одной документалке и в сериале.
если нужно знать, откуда я свистнула картинки - скажу точную серию и минуту сериалов.
Потому что когда упоминают о чаше, лежащей в Ёнэдзаве, картинок либо нет, либо туристические фарфоровые реплики, либо Гакт.
Я думала, что первая, голубая - Сингэновская!
пробила чашку+сингэн - кэнсин в итоге!
если отбросить гыгы, получается, что чашка жанра "цветы и птицы", но в китайских классификациях я не сильна ипредполагать не ничего не буду.
правда, нашла вот такое:
кто
был большим пьяницейбыл крепче в выпивке - Сингэн или Кэнсин? Кэнсин, от него осталось даже много китайских стихов, посвященных бухалову!Сингэн тоже был не дурак пропустить стаканчик крепкого. Но Кэнсин таскал на состязания по сумо саказдуки и знатно выпивал, а из закуси любил маринованные сливки (умэбоси).
далее автор ответа подозревает, что алкогольная невоздержанность стала причиной ЖКК, от которой Драконотигр Этиго и помрэ...
detail.chiebukuro.yahoo.co.jp/qa/question_detai...
остальное почему-то ищется на китайском
www.art-kensin.jp/6_27.html
искать же такэда+посуда для бухла вообще бесполезно, у них там знаменитая гончарная мастерская Такэда, весь поиск будет в ней
Ну вот, сейчас буду подозревать, что Кэнсин - реинкарнация Омара Хайяма...
чашечкаааа!
ЭмалированнаяГлазурованная! С фамильным гербом!И чтобы на таком сайте ни одного изображения Бисямонтэна? Кроме сакакдзуки с БИ...
извините, не сразу ответила. Похоже, браузер глючит.
давайте восточные стихи писать. про
ОмараКэнсина и смысл жизни в крепленом вине))а не сётю ли это было? то, что Датэ полюбил, если верить нашему уважаемому Драконо-сообществу....hmm:
Работал князем Кагэтора.
С зелёным змием он дружил.
В сакэ узрел он жизни сладость.
Безмерно пил он эту гадость.
И потому врагам на радость
В сортире голову сложил.
вот тут пишут, что сётю кровяные сгустки растворяет, а одна из версий смерти - инфаркт или инсульт...
сётю - сокровище, ему цены не сложишь,
а вот живот свой с легкостью положишь!