Рабочая одежда матадоров и бандерильерос позволяет им свободно двигаться и в то же время она облегает тело, и не даёт быку её зацепить. Костюм состоит из короткой жёсткой полностью расшитой куртки, расшитых по бокам узких коротких штанов с высокой талией и на подтяжках, пояса-шарфа, жилета, белой рубахи, галстука, чулок обязательно розового цвета и тапочек без каблуков. В отличие от матадоров, пикадоры имеют дело с лошадьми, поэтому у них широкие кожаные штаны и сапоги с каблуками. Верхняя часть костюма у них такая же, как и у матадоров.
Форма костюмов не менялась с начала 19 века. Её ввёл в обиход известный тореро Пакиро, настоящее имя которого было Франсиско де Паула Хосе Хоакин Хуан Монтес Рейна (1805 – 1851). читать дальше Маленькому Франсиско Монтесу было всего пять лет, когда наполеоновские войска вторглись в Испанию. Мальчика поразил блеск драгоценных камней и обилие вышивки на мундирах французских офицеров. Через двадцать с лишним лет, когда его назовут «Тореро-Наполеоном», он напишет регламент корриды и введёт в моду трахе-де-лусес, костюм света, блистающие одежды, которые со временем станут неотъемлемой частью облика любого тореро.
Своё название трахе-де-лусес получили из-за сияния и бликов золота, серебра и драгоценностей, которыми они были покрыты. Шили их из гладкого прочного однотонного шёлка белого, розового, зелёного, пурпурного, красного или синего цвета. Шёлк – материал замечательный, но у него есть один недостаток, с него очень трудно вывести пятна органического происхождения. Поэтому одного костюма хватало максимум на 4 корриды. Даже если тореро везло, и костюм не рвался, он неизбежно покрывался кровью, потом и прочими интересными жидкостями, поэтому быкоборцу приходилось с ним расставаться.
Как уже было сказано выше, костюмы для боя быков богато украшались. Традиционно куртки и штаны матадоров, как и куртки пикадоров, расшивались золотой канителью, одежда бандерильерос – серебряной. Но сейчас есть варианты чёрной и белой вышивки, а также аппликации. Часто на костюм нашивают жемчуг и драгоценные камни. На изготовление одного костюма уходит до пяти месяцев работы нескольких десятков человек. Понятно, что стоит такой костюм недёшево. Даже сейчас, когда шёлк можно заменить хорошо стирающейся синтетикой, ручную вышивку - машинной, настоящее золото и серебро – пластиковой нитью, а настоящие драгоценности – стразами, костюм стоит от нескольких сотен до трёх тысяч евро. Начинающие участники боя быков, большинство из которых были выходцами из низов, не могли себе позволить такую роскошь. Они брали в аренду или покупали у опытных матадоров их старые костюмы и подгоняли их под себя. Но надеть чужой костюм, выходя на арену – плохая примета. Поэтому все побыстрее стремятся разжиться своими. У каждого более-менее известного тореро несколько костюмов, и надеваются они в зависимости от настроения и примет. Весит костюм около 6 килограммов.
Теперь – о головных уборах. Шапка тореро называется монтера. Она круглая с двумя ушками, символизирующими рога быка. Раньше её шили из каракулевого меха, теперь изготовляют из бархатной буклированной нити, очень похожей на волосы. Размеры шапки тоже менялись. Ещё в начале 19 века «размах ушей» монтеры был около 35-40 сантиметров, а весила она больше килограмма. Теперь их размеры гораздо скромнее.
По сути дела, монтера – это даже не шапка, а парик, парик с рожками (или ушками?), который крепится на голове при помощи колеты.
Раньше любого, даже начинающего тореро можно было опознать по длинной пряди волос на затылке. Прядь эта и называлась колета, то есть хвостик. Или косичка. Сейчас, конечно, колету можно и не носить, а на арену надевать специальную накладку-паричок. Но ещё в середине 20 века колета была гордостью каждого тореро. В испанском языке существует выражение "обрезать колету". Когда тореро решает завязать со своей опасной профессией, он эту прядь обрезает.
Перед боем слуга матадора эту тоненькую прядку заплетает в косичку, вплетает в неё цветную ленточку и закручивает на затылке в небольшую шишечку с хвостиком. К этой шишечке - колете и крепится монтера.

Матадор конца 19 века в трахе-де-лусес и с колетой. Современный новильеро в монтере и с накладной колетой.
Придумал монтеру всё тот же Пакиро, он же Франсиско Монтес, в 1835 году. До этого все тореро носили бикорны или двууголки. Интересно, что в 18-19 веках в Испании двууголки полагалось носить альгвасилам и прочим лицам, в чьи обязанности входило выносить и исполнять смертные приговоры.
Монтера – это нечто большее, чем шапка, это как бы часть самого тореро. Неудивительно, что с нею связано так много суеверий. В последнем акте боя с быком матадор снимает монтеру и бросает её через плечо. Хорошим предзнаменованием считается, если она упадёт на песок донцем вниз, а подкладкой вверх и плохим, если шапка ляжет донцем кверху. Отводя злую судьбу, тореро переворачивают неправильно упавшие шапки. Чтобы шапки правильно падали и для того, чтобы заручиться поддержкой бога и нужных святых к внутренней части донышка, к подкладке из шёлковой тафты пришивают иконки и другие обереги.
А ещё тореро никогда не кладут монтеру на кровать. Кровать – знак болезни, а что может быть хуже, чем быть раненым и прикованным к постели?
Важной частью облика тореро является плащ. У матадора три плаща. Первый – капоте пасео, «плащ для выхода», богато расшитый парадный плащ. С ним матадор выходит на открытие корриды, небрежно набросив плащ на руку.
Второй - капоте де брега, «плащ для борьбы», розовый с одной стороны. С другой плащ обычно жёлтый, но иногда бывает голубым, фиолетовым или зелёным. С помощью капоте де брега матадор дразнит быка. Тяжёлый плащ весит 4- 6 килограммов, поэтому разворачивают и держат его двумя руками.
Третий плащ называется мулета. Это, собственно, даже не плащ, а кусок ткани из ярко-красной фланели, надетый на палку. Само слово «мулета» означает «костыль», «палка» или «трость». Мулету держат одной рукой, поэтому она гораздо легче капоте де брега. А палка нужна, чтобы держать плащ в расправленном состоянии. В другой руке у матадора шпага. Если в руках у матадора появились мулета и шпага – жить быку осталось не больше десяти минут.
В отличие от матадоров, у бандерильерос только два плаща – капоте, парадный на выход и розово-жёлтый, для раздразнивания или отвлечения быка.
Никаких защитных приспособлений у матадоров и бандерильеро нет, разве что под розовые шёлковые чулки надевают ещё и белые гольфы, а некоторые обматывают ноги бинтами. Я уже писала, что матадор держит слугу, который следит за его костюмами и оружием, а во время боя подаёт ему плащи и шпаги. А ещё слуга помогает одеваться. Штаны у матадоров такие узкие, что в одиночку надеть их довольно затруднительно. А надеваемый на талию пояс-шарф имеет длину в несколько метров. Так что без посторонней помощи эспаде никак не справиться.
Все детали костюма, которые болтаются, могут сползти или сместиться пришивают нитками. Поэтому матадор не может самостоятельно снять костюм и находится в нём до тех пор, пока коррида не заканчивается, и его не привозят домой. В худшем случае костюм с него снимает врач скорой помощи, которая дежурит на каждой корриде.
Немножко "одёжной" терминологии.
Это - картинка из краткой иллюстрированной энциклопедии корриды www.servitoro.com/terminologia-taurina
Переводил и ретушировал чайник, то есть я. При загрузке изображение слегка сжалось, поэтому качество не очень.

Ссылки:
Костюм тореро, его основные части и изготовление: www.portalostranah.ru/view.php?id=338
kak-eto-sdelano.ru/kak-shyut-kostyumy-dlya-tore...
Костюм тореро, много картинок: www.livemaster.ru/topic/1485651-blistatelnye-od...
Краткая испанская иллюстрированная энциклопедия корриды: www.servitoro.com/terminologia-taurina
А это- мастер-класс человека, который сшил трахе-де-лусес для куклы. Здесь тоде есть интересные подробности и детали.
sdstudia.ru/tutorials/293-matador-doll-costume
sdstudia.ru/allfordoll/costumegalery/292-kostyu...
ну и, разумеется, вики.
Форма костюмов не менялась с начала 19 века. Её ввёл в обиход известный тореро Пакиро, настоящее имя которого было Франсиско де Паула Хосе Хоакин Хуан Монтес Рейна (1805 – 1851). читать дальше Маленькому Франсиско Монтесу было всего пять лет, когда наполеоновские войска вторглись в Испанию. Мальчика поразил блеск драгоценных камней и обилие вышивки на мундирах французских офицеров. Через двадцать с лишним лет, когда его назовут «Тореро-Наполеоном», он напишет регламент корриды и введёт в моду трахе-де-лусес, костюм света, блистающие одежды, которые со временем станут неотъемлемой частью облика любого тореро.
Своё название трахе-де-лусес получили из-за сияния и бликов золота, серебра и драгоценностей, которыми они были покрыты. Шили их из гладкого прочного однотонного шёлка белого, розового, зелёного, пурпурного, красного или синего цвета. Шёлк – материал замечательный, но у него есть один недостаток, с него очень трудно вывести пятна органического происхождения. Поэтому одного костюма хватало максимум на 4 корриды. Даже если тореро везло, и костюм не рвался, он неизбежно покрывался кровью, потом и прочими интересными жидкостями, поэтому быкоборцу приходилось с ним расставаться.
Как уже было сказано выше, костюмы для боя быков богато украшались. Традиционно куртки и штаны матадоров, как и куртки пикадоров, расшивались золотой канителью, одежда бандерильерос – серебряной. Но сейчас есть варианты чёрной и белой вышивки, а также аппликации. Часто на костюм нашивают жемчуг и драгоценные камни. На изготовление одного костюма уходит до пяти месяцев работы нескольких десятков человек. Понятно, что стоит такой костюм недёшево. Даже сейчас, когда шёлк можно заменить хорошо стирающейся синтетикой, ручную вышивку - машинной, настоящее золото и серебро – пластиковой нитью, а настоящие драгоценности – стразами, костюм стоит от нескольких сотен до трёх тысяч евро. Начинающие участники боя быков, большинство из которых были выходцами из низов, не могли себе позволить такую роскошь. Они брали в аренду или покупали у опытных матадоров их старые костюмы и подгоняли их под себя. Но надеть чужой костюм, выходя на арену – плохая примета. Поэтому все побыстрее стремятся разжиться своими. У каждого более-менее известного тореро несколько костюмов, и надеваются они в зависимости от настроения и примет. Весит костюм около 6 килограммов.
Теперь – о головных уборах. Шапка тореро называется монтера. Она круглая с двумя ушками, символизирующими рога быка. Раньше её шили из каракулевого меха, теперь изготовляют из бархатной буклированной нити, очень похожей на волосы. Размеры шапки тоже менялись. Ещё в начале 19 века «размах ушей» монтеры был около 35-40 сантиметров, а весила она больше килограмма. Теперь их размеры гораздо скромнее.
По сути дела, монтера – это даже не шапка, а парик, парик с рожками (или ушками?), который крепится на голове при помощи колеты.
Раньше любого, даже начинающего тореро можно было опознать по длинной пряди волос на затылке. Прядь эта и называлась колета, то есть хвостик. Или косичка. Сейчас, конечно, колету можно и не носить, а на арену надевать специальную накладку-паричок. Но ещё в середине 20 века колета была гордостью каждого тореро. В испанском языке существует выражение "обрезать колету". Когда тореро решает завязать со своей опасной профессией, он эту прядь обрезает.
Перед боем слуга матадора эту тоненькую прядку заплетает в косичку, вплетает в неё цветную ленточку и закручивает на затылке в небольшую шишечку с хвостиком. К этой шишечке - колете и крепится монтера.

Матадор конца 19 века в трахе-де-лусес и с колетой. Современный новильеро в монтере и с накладной колетой.
Придумал монтеру всё тот же Пакиро, он же Франсиско Монтес, в 1835 году. До этого все тореро носили бикорны или двууголки. Интересно, что в 18-19 веках в Испании двууголки полагалось носить альгвасилам и прочим лицам, в чьи обязанности входило выносить и исполнять смертные приговоры.
Монтера – это нечто большее, чем шапка, это как бы часть самого тореро. Неудивительно, что с нею связано так много суеверий. В последнем акте боя с быком матадор снимает монтеру и бросает её через плечо. Хорошим предзнаменованием считается, если она упадёт на песок донцем вниз, а подкладкой вверх и плохим, если шапка ляжет донцем кверху. Отводя злую судьбу, тореро переворачивают неправильно упавшие шапки. Чтобы шапки правильно падали и для того, чтобы заручиться поддержкой бога и нужных святых к внутренней части донышка, к подкладке из шёлковой тафты пришивают иконки и другие обереги.
А ещё тореро никогда не кладут монтеру на кровать. Кровать – знак болезни, а что может быть хуже, чем быть раненым и прикованным к постели?
Важной частью облика тореро является плащ. У матадора три плаща. Первый – капоте пасео, «плащ для выхода», богато расшитый парадный плащ. С ним матадор выходит на открытие корриды, небрежно набросив плащ на руку.
Второй - капоте де брега, «плащ для борьбы», розовый с одной стороны. С другой плащ обычно жёлтый, но иногда бывает голубым, фиолетовым или зелёным. С помощью капоте де брега матадор дразнит быка. Тяжёлый плащ весит 4- 6 килограммов, поэтому разворачивают и держат его двумя руками.
Третий плащ называется мулета. Это, собственно, даже не плащ, а кусок ткани из ярко-красной фланели, надетый на палку. Само слово «мулета» означает «костыль», «палка» или «трость». Мулету держат одной рукой, поэтому она гораздо легче капоте де брега. А палка нужна, чтобы держать плащ в расправленном состоянии. В другой руке у матадора шпага. Если в руках у матадора появились мулета и шпага – жить быку осталось не больше десяти минут.
В отличие от матадоров, у бандерильерос только два плаща – капоте, парадный на выход и розово-жёлтый, для раздразнивания или отвлечения быка.
Никаких защитных приспособлений у матадоров и бандерильеро нет, разве что под розовые шёлковые чулки надевают ещё и белые гольфы, а некоторые обматывают ноги бинтами. Я уже писала, что матадор держит слугу, который следит за его костюмами и оружием, а во время боя подаёт ему плащи и шпаги. А ещё слуга помогает одеваться. Штаны у матадоров такие узкие, что в одиночку надеть их довольно затруднительно. А надеваемый на талию пояс-шарф имеет длину в несколько метров. Так что без посторонней помощи эспаде никак не справиться.
Все детали костюма, которые болтаются, могут сползти или сместиться пришивают нитками. Поэтому матадор не может самостоятельно снять костюм и находится в нём до тех пор, пока коррида не заканчивается, и его не привозят домой. В худшем случае костюм с него снимает врач скорой помощи, которая дежурит на каждой корриде.
Немножко "одёжной" терминологии.
Это - картинка из краткой иллюстрированной энциклопедии корриды www.servitoro.com/terminologia-taurina
Переводил и ретушировал чайник, то есть я. При загрузке изображение слегка сжалось, поэтому качество не очень.

Ссылки:
Костюм тореро, его основные части и изготовление: www.portalostranah.ru/view.php?id=338
kak-eto-sdelano.ru/kak-shyut-kostyumy-dlya-tore...
Костюм тореро, много картинок: www.livemaster.ru/topic/1485651-blistatelnye-od...
Краткая испанская иллюстрированная энциклопедия корриды: www.servitoro.com/terminologia-taurina
А это- мастер-класс человека, который сшил трахе-де-лусес для куклы. Здесь тоде есть интересные подробности и детали.
sdstudia.ru/tutorials/293-matador-doll-costume
sdstudia.ru/allfordoll/costumegalery/292-kostyu...
ну и, разумеется, вики.
@темы: история, материальная культура, испанское