Живу на другом конце города, поэтому лишь несколько лет назад узнала, что в парке Маяковского есть детская железная дорога. И только в прошедшие выходные увидела, что это такое.
Общие сведения.Общие сведения.
Детские железные дороги – чисто советское изобретение, в котором аттракцион сочетается с обучением профессии. Первые ДЖД появились в 30-х годах, а в период «развитого социализма» их было больше 50-ти.
Строительство детской железной дороги в городе Свердловске началось 60 лет назад, в 1958 году, в малопосещаемой лесной части парка Маяковского. Открыли её в 1960 году. В 1961 году дорога получила имя Николая Островского.
В 2010-2016 годах была проведена реконструкция дороги. Деревянные шпалы были заменены бетонными. Увеличилась длина маршрута и количество путей. Было построено новое здание вокзала и локомотивное депо, обновлены остановочные пункты. Закуплен новый тепловоз и вагоны.
Дорога узкоколейная. Ширина колеи 750 мм.
Сейчас на дороге 3 станции, Екатеринбург-Детский, Центральная и Юбилейная и два остановочных пункта, Солнечная и Пионерская. Длина маршрута около 3,1 км.
Есть 7 локомотивов, 2 паровоза и 5 электровозов, и 13 вагонов.
На ДЖД обучаются профессиям больше 800 школьников. Действует кружок железнодорожного моделирования.

Расписание.Расписание.
Время работы: с мая по сентябрь дорога работает ежедневно с 10:00 до 19:00 , с октября по апрель - с 09:00 до 18:00. И, если я не ошибаюсь, в зимний период, поскольку дети учатся, дорога работает только три дня в неделю: в пятницу, в субботу и в воскресенье.
Поезда ходят примерно через каждые полчаса. И, судя по расписанию, в выходные и праздничные дни, три раза в день в качестве локомотива обещают настоящий узкоколейный паровоз. Но это, скорей всего, летом.

Вокзал. Он же учебный центр.Вокзал. Он же учебный центр.
Новый вокзал имеет четыре этажа. На первый можно попасть через маленькую дверь справа от главного входа, на которой написано «Вход». Мне этого сделать не удалось, потому что на двери была сломана ручка. Пришлось подниматься по лестнице центрального входа, а потом спускаться в холл на первом этаже. Там распложены лифт, гардероб, спортивный зал, администрация, а также туалеты, которые были закрыты. В холле также висело объявление, что интересующие меня кассы и выход на платформу расположены на третьем этаже. На втором этаже находятся библиотека, кабинеты для теоретических занятий и кружок железнодорожного моделирования. В холле расположено одно из изделий этого кружка, большой макет ДЖД, со зданиями, остановочными пунктами и окружающим лесом. Третий этаж – собственно вокзал. Там находится всё, что есть на настоящем вокзале: кассы, медпункт, диспетчеры и дежурные по станции. И действующие туалеты. На стене висит большой телевизор, по которому в то время показывали какой-то американский мультик про паровозы. Из электронных примочек – небольшой стенд, где подробно рассказывается о коллекции железнодорожной техники, собранной в музее ДЖД. Здесь же выход на крытую платформу-эстакаду, с которой отправляется поезд. На четвёртом этаже находятся актовый и выставочный зал с моделями ж/д транспорта, а также смотровые площадки. В холодное время они закрыты. Кстати, кассиром работала взрослая тётя. )))
Платформа.Платформа.
Платформа-эстакада расположена на высоте шести-восьми метров над землёй. На ней три пути. На одном стоит музейная техника, отреставрированная и действующая. О ней я ещё расскажу. Два других под навесом для прибывающих и отправляющихся проездов. Шёл дождь, и крыша пришлась очень кстати. На платформе, как полагается, были скамеечки и фонари. А на полу в опасных местах была ребристая плитка для слепых и слабовидящих. Как и полагалось на вокзале, по радио делались объявления о прибытии и отправлении поездов и о соблюдении правил поведения на платформе. Голос был молодой и взволнованный. Услышав такой на настоящем вокзале, я бы, наверное, встревожилась. Диктору, всё-таки, стоит быть чуть более отстранённым. ))))

Поездка.Поездка.
Поезд наш состоял из двух тепловозов. Локомотивом на этот раз был ТУ 7А, замаскированный под паровоз, причём в трубу его шёл реальный дым от работающего дизеля. Таких паровозообразных тепловозов было всего несколько штук, их делали специально для детских железных дорог. Красили их обычно в зелёный цвет, но наш уже здесь, в Екатеринбурге, раскрасили жёлто-красным, как трамвай. ))) Замыкал поезд тепловоз ТУ 10 «Колибри». Он построен не больше восьми лет назад и имеет очертания как у скоростных поездов. Между тепловозами находились четыре вагона. Пускали не во все, открывая вагоны по мере заполнения. Пассажиров хватило на полтора вагона. В основном это папы, мамы и дети от года до семи лет. Иногда с колясками. Я попала в вагон для людей с ограниченными возможностями, который открыли первым. Одна из дверей позволяла въехать в вагон на инвалидной коляске. Рядом с ней были два места для привязывания колясок, как в автобусах. Сидения были пластмассовыми, с бархатным покрытием, по размерам рассчитанные на детей. Расстояние между ними тоже было не слишком большим, так что взрослым, которых было больше чем детей, было не слишком удобно. Между креслицами были пластмассовые столики с углублениями для стаканов. На стенах - пара детских рисунков с паровозами.
В проводники нам достался мальчик лет четырнадцати, в соседнем вагоне проводнику было лет одиннадцать-двенадцать. Их курировала взрослая женщина. Проводник проверил у нас билеты, в поездке по бумажке рассказывал об истории дороги, объявлял остановки и время стоянки. Рассказывал он без всякого выражения с той скоростью речи, с которой служащие банка навязывают очередную ненужную услугу, скорей-скорей пока клиент не успел сообразить и повёлся.
Поезд шёл медленно, со скоростью среднего велосипеда. В окно открывалась панорама осеннего леса. На поездку даётся двадцать семь минут. Два раза мы выходили на платформы и проводили там по три-четыре минуты. Длина пути чуть больше трёх километров, значит, скорость поезда была не больше 10-12 км\час. В пути было всё как на настоящей железной дороге, стрелки, семафоры. Мы проехали по насыпи и по мосту, миновали железнодорожный переезд со шлагбаумом, единственное место в парке, где ДЖД пересекается с автомобильной дорогой. Как я уже говорила, ДЖД проходит в, основном, по нехоженым местам парка, так что движение относительно безопасно.
Платформы, на которых мы высаживались, представляли собой ограждённые площадки, на которых располагались помещение для дежурного, навес для пассажиров и одна или две скульптуры из металлолома, с которыми все фотографировались. Шёл мелкий дождь и посереди одной из платформ была большая лужа. Жаждущий фотосессии народ столпился в очереди у края платформы, и юным проводникам пришлось сделать замечание взрослым дядям и тётям, зашедшим за ограничительную жёлтую линию. Дяди и тёти реагировали слабо: провалиться между поездом и платформой было маловероятно, а вот промочить ноги, отступив за жёлтую линию, вполне реально.
Вернулись мы на тот же путь. После чего паровозообразный тепловоз отцепили. Шедший в хвосте поезда тепловоз «Колибри» стал локомотивом, и уходящий поезд стал напоминать половинку какого-нибудь «Сапсана». ))) Да, в кабине локомотива я увидела двух машинистов.
Кому как, а мне было интересно. )))

Депо и старый вокзал.Депо и старый вокзал.
Неподалёку от вокзала, между старым и новыми путями стоит новое депо. В нём осматривают подвижной состав, а в будущем планируют обучать юных ремонтников.
Станция «Центральная» раньше была вокзалом. Это двухэтажное здание из бетона. На путях вокруг неё располагаются экспонаты музея узкоколейного транспорта. Работает ли музей, я узнать не успела.

Паровозы и не только.Паровозы и не только.
Экспонаты музея доставляют со всех концов области. Один из паровозов, отечественный нашли на заброшенной узкоколейке где-то на севере области и тащили через леса и болота, а потом долго реставрировали. Другой, построенный в Германии в 30-х годах, долго работал на немцев, потом попал к нам. Ему заменили котёл и привели в рабочее состояние. И теперь эти паровозы иногда возят детей. Обслуживает их взрослая бригада. Не знаю, как профессия машиниста паровоза, но профессия кочегара всё-таки не слишком перспективная.)))
Кроме паровозов, в коллекции музея есть узкоколейный снегоочиститель, вагон-мастерская, автодрезина, транспортёр и несамоходный кран. И это только то, что стоит на платформе. Дальше я не дошла. )))


Почему Николай Островский?Почему Николай Островский?
- А почему Николай Островский? – спросила я у тётеньки, которая курировала юных проводников. На память приходило только то, что город Шепетовка, где будущий автор романа «Как закалялась сталь» начал свой трудовой путь была крупным железнодорожным узлом. Поэтому путь этот начался в станционном буфете.
- Так он же узкоколейку строил!
И, правда, как это из меня вылетело, что бОярская дорога, которую в 1921-м строили комсомольцы, спасая замерзающий Киев, была именно узкоколейкой? Уже после, возвращаясь домой, я вспомнила, что в романе довольно много эпизодов, в том числе романтических, связанных с железной дорогой. Было плюс пять и мокро даже под зонтиком. Ещё я вспомнила свой студенческий колхоз и подумала, каким же фанатом надо быть, чтобы в таких условиях заниматься земляными работами не имея нормальной одежды и обуви и тёплого помещения для отдыха. А если ещё стреляют...
ДЖД и чемпионат мира.ДЖД и чемпионат мира..
- А скажите, - спросила я тётеньку, - в дни чемпионата мира по футболу вы тоже работали?
- Ну, разумеется! Ох, и жаркое в этом году было лето!
В парке Маяковского в дни чемпионата мира была фанзона. И тысячи болельщиков, которые не оставили ДЖД без внимания. Количество вагонов пришлось увеличить. А сам маршрут отчасти проходил мимо площадок, где проходили фанатские мероприятия.
9 белок.9 белок.
После посещения ДЖД я немного прогулялась по парку, помотрела на парковую скульптуру советского периода и на бюсты классиков литературы, отыскала памятник мотоциклистам и встретила по дороге 9 белок. Белки были уже серыми, только лапы оставались рыжими. Они выбегали на дорогу, что-то там откапывали и ели и совсем не боялись людей.
Общие сведения.Общие сведения.
Детские железные дороги – чисто советское изобретение, в котором аттракцион сочетается с обучением профессии. Первые ДЖД появились в 30-х годах, а в период «развитого социализма» их было больше 50-ти.
Строительство детской железной дороги в городе Свердловске началось 60 лет назад, в 1958 году, в малопосещаемой лесной части парка Маяковского. Открыли её в 1960 году. В 1961 году дорога получила имя Николая Островского.
В 2010-2016 годах была проведена реконструкция дороги. Деревянные шпалы были заменены бетонными. Увеличилась длина маршрута и количество путей. Было построено новое здание вокзала и локомотивное депо, обновлены остановочные пункты. Закуплен новый тепловоз и вагоны.
Дорога узкоколейная. Ширина колеи 750 мм.
Сейчас на дороге 3 станции, Екатеринбург-Детский, Центральная и Юбилейная и два остановочных пункта, Солнечная и Пионерская. Длина маршрута около 3,1 км.
Есть 7 локомотивов, 2 паровоза и 5 электровозов, и 13 вагонов.
На ДЖД обучаются профессиям больше 800 школьников. Действует кружок железнодорожного моделирования.

Расписание.Расписание.
Время работы: с мая по сентябрь дорога работает ежедневно с 10:00 до 19:00 , с октября по апрель - с 09:00 до 18:00. И, если я не ошибаюсь, в зимний период, поскольку дети учатся, дорога работает только три дня в неделю: в пятницу, в субботу и в воскресенье.
Поезда ходят примерно через каждые полчаса. И, судя по расписанию, в выходные и праздничные дни, три раза в день в качестве локомотива обещают настоящий узкоколейный паровоз. Но это, скорей всего, летом.

Вокзал. Он же учебный центр.Вокзал. Он же учебный центр.
Новый вокзал имеет четыре этажа. На первый можно попасть через маленькую дверь справа от главного входа, на которой написано «Вход». Мне этого сделать не удалось, потому что на двери была сломана ручка. Пришлось подниматься по лестнице центрального входа, а потом спускаться в холл на первом этаже. Там распложены лифт, гардероб, спортивный зал, администрация, а также туалеты, которые были закрыты. В холле также висело объявление, что интересующие меня кассы и выход на платформу расположены на третьем этаже. На втором этаже находятся библиотека, кабинеты для теоретических занятий и кружок железнодорожного моделирования. В холле расположено одно из изделий этого кружка, большой макет ДЖД, со зданиями, остановочными пунктами и окружающим лесом. Третий этаж – собственно вокзал. Там находится всё, что есть на настоящем вокзале: кассы, медпункт, диспетчеры и дежурные по станции. И действующие туалеты. На стене висит большой телевизор, по которому в то время показывали какой-то американский мультик про паровозы. Из электронных примочек – небольшой стенд, где подробно рассказывается о коллекции железнодорожной техники, собранной в музее ДЖД. Здесь же выход на крытую платформу-эстакаду, с которой отправляется поезд. На четвёртом этаже находятся актовый и выставочный зал с моделями ж/д транспорта, а также смотровые площадки. В холодное время они закрыты. Кстати, кассиром работала взрослая тётя. )))
Платформа.Платформа.
Платформа-эстакада расположена на высоте шести-восьми метров над землёй. На ней три пути. На одном стоит музейная техника, отреставрированная и действующая. О ней я ещё расскажу. Два других под навесом для прибывающих и отправляющихся проездов. Шёл дождь, и крыша пришлась очень кстати. На платформе, как полагается, были скамеечки и фонари. А на полу в опасных местах была ребристая плитка для слепых и слабовидящих. Как и полагалось на вокзале, по радио делались объявления о прибытии и отправлении поездов и о соблюдении правил поведения на платформе. Голос был молодой и взволнованный. Услышав такой на настоящем вокзале, я бы, наверное, встревожилась. Диктору, всё-таки, стоит быть чуть более отстранённым. ))))

Поездка.Поездка.
Поезд наш состоял из двух тепловозов. Локомотивом на этот раз был ТУ 7А, замаскированный под паровоз, причём в трубу его шёл реальный дым от работающего дизеля. Таких паровозообразных тепловозов было всего несколько штук, их делали специально для детских железных дорог. Красили их обычно в зелёный цвет, но наш уже здесь, в Екатеринбурге, раскрасили жёлто-красным, как трамвай. ))) Замыкал поезд тепловоз ТУ 10 «Колибри». Он построен не больше восьми лет назад и имеет очертания как у скоростных поездов. Между тепловозами находились четыре вагона. Пускали не во все, открывая вагоны по мере заполнения. Пассажиров хватило на полтора вагона. В основном это папы, мамы и дети от года до семи лет. Иногда с колясками. Я попала в вагон для людей с ограниченными возможностями, который открыли первым. Одна из дверей позволяла въехать в вагон на инвалидной коляске. Рядом с ней были два места для привязывания колясок, как в автобусах. Сидения были пластмассовыми, с бархатным покрытием, по размерам рассчитанные на детей. Расстояние между ними тоже было не слишком большим, так что взрослым, которых было больше чем детей, было не слишком удобно. Между креслицами были пластмассовые столики с углублениями для стаканов. На стенах - пара детских рисунков с паровозами.
В проводники нам достался мальчик лет четырнадцати, в соседнем вагоне проводнику было лет одиннадцать-двенадцать. Их курировала взрослая женщина. Проводник проверил у нас билеты, в поездке по бумажке рассказывал об истории дороги, объявлял остановки и время стоянки. Рассказывал он без всякого выражения с той скоростью речи, с которой служащие банка навязывают очередную ненужную услугу, скорей-скорей пока клиент не успел сообразить и повёлся.
Поезд шёл медленно, со скоростью среднего велосипеда. В окно открывалась панорама осеннего леса. На поездку даётся двадцать семь минут. Два раза мы выходили на платформы и проводили там по три-четыре минуты. Длина пути чуть больше трёх километров, значит, скорость поезда была не больше 10-12 км\час. В пути было всё как на настоящей железной дороге, стрелки, семафоры. Мы проехали по насыпи и по мосту, миновали железнодорожный переезд со шлагбаумом, единственное место в парке, где ДЖД пересекается с автомобильной дорогой. Как я уже говорила, ДЖД проходит в, основном, по нехоженым местам парка, так что движение относительно безопасно.
Платформы, на которых мы высаживались, представляли собой ограждённые площадки, на которых располагались помещение для дежурного, навес для пассажиров и одна или две скульптуры из металлолома, с которыми все фотографировались. Шёл мелкий дождь и посереди одной из платформ была большая лужа. Жаждущий фотосессии народ столпился в очереди у края платформы, и юным проводникам пришлось сделать замечание взрослым дядям и тётям, зашедшим за ограничительную жёлтую линию. Дяди и тёти реагировали слабо: провалиться между поездом и платформой было маловероятно, а вот промочить ноги, отступив за жёлтую линию, вполне реально.
Вернулись мы на тот же путь. После чего паровозообразный тепловоз отцепили. Шедший в хвосте поезда тепловоз «Колибри» стал локомотивом, и уходящий поезд стал напоминать половинку какого-нибудь «Сапсана». ))) Да, в кабине локомотива я увидела двух машинистов.
Кому как, а мне было интересно. )))

Депо и старый вокзал.Депо и старый вокзал.
Неподалёку от вокзала, между старым и новыми путями стоит новое депо. В нём осматривают подвижной состав, а в будущем планируют обучать юных ремонтников.
Станция «Центральная» раньше была вокзалом. Это двухэтажное здание из бетона. На путях вокруг неё располагаются экспонаты музея узкоколейного транспорта. Работает ли музей, я узнать не успела.

Паровозы и не только.Паровозы и не только.
Экспонаты музея доставляют со всех концов области. Один из паровозов, отечественный нашли на заброшенной узкоколейке где-то на севере области и тащили через леса и болота, а потом долго реставрировали. Другой, построенный в Германии в 30-х годах, долго работал на немцев, потом попал к нам. Ему заменили котёл и привели в рабочее состояние. И теперь эти паровозы иногда возят детей. Обслуживает их взрослая бригада. Не знаю, как профессия машиниста паровоза, но профессия кочегара всё-таки не слишком перспективная.)))
Кроме паровозов, в коллекции музея есть узкоколейный снегоочиститель, вагон-мастерская, автодрезина, транспортёр и несамоходный кран. И это только то, что стоит на платформе. Дальше я не дошла. )))


Почему Николай Островский?Почему Николай Островский?
- А почему Николай Островский? – спросила я у тётеньки, которая курировала юных проводников. На память приходило только то, что город Шепетовка, где будущий автор романа «Как закалялась сталь» начал свой трудовой путь была крупным железнодорожным узлом. Поэтому путь этот начался в станционном буфете.
- Так он же узкоколейку строил!
И, правда, как это из меня вылетело, что бОярская дорога, которую в 1921-м строили комсомольцы, спасая замерзающий Киев, была именно узкоколейкой? Уже после, возвращаясь домой, я вспомнила, что в романе довольно много эпизодов, в том числе романтических, связанных с железной дорогой. Было плюс пять и мокро даже под зонтиком. Ещё я вспомнила свой студенческий колхоз и подумала, каким же фанатом надо быть, чтобы в таких условиях заниматься земляными работами не имея нормальной одежды и обуви и тёплого помещения для отдыха. А если ещё стреляют...
ДЖД и чемпионат мира.ДЖД и чемпионат мира..
- А скажите, - спросила я тётеньку, - в дни чемпионата мира по футболу вы тоже работали?
- Ну, разумеется! Ох, и жаркое в этом году было лето!
В парке Маяковского в дни чемпионата мира была фанзона. И тысячи болельщиков, которые не оставили ДЖД без внимания. Количество вагонов пришлось увеличить. А сам маршрут отчасти проходил мимо площадок, где проходили фанатские мероприятия.
9 белок.9 белок.
После посещения ДЖД я немного прогулялась по парку, помотрела на парковую скульптуру советского периода и на бюсты классиков литературы, отыскала памятник мотоциклистам и встретила по дороге 9 белок. Белки были уже серыми, только лапы оставались рыжими. Они выбегали на дорогу, что-то там откапывали и ели и совсем не боялись людей.